"Глагол" продолжает обсуждать тему бренда города вместе с активными участниками тех общественных дискуссий, которые ведутся уже несколько дней.
Собственно презентация исследования городской идентичности, концепции бренда и визуального стиля города от компании «ИНСТИД» (Институт идентичности) прошла в четверг. Иркутяне не остались равнодушными и посвятили достаточно много текста на своих страничках в социальных сетях. Мы уже публиковали мнение Елены Палютиной. Пришло время выслушать бренд-продюсера Сергея Мядзелеца, который обещал быть объективным.
Поорали. На Александра Гранда, друг на друга, на вселенную. Я впервые видел, чтобы Анатолий Казакевич разговаривал на таких тонах. Лексика и тон Сергея Перевозникова, как всегда, были во всей красе."Точка кипения", наверное, впервые дала такую температуру.
Эмоциональный итог - социальный организм города не переварил, не сглотнул. И даже попробовать это отказывается вплоть до драки.
С таким эмоциональным протестом город декабристов с высокой вероятностью отторгнет бренд при любых дальнейших вливаниях средств на популяризацию. Или нет. И вот почему.
Логика. Парни молодцы. Их задачей было понять город, и они его поняли до мельчайших подробностей. Задача, на которую они подписались, заключив контракт: а) понять, б) осмыслить, в) изложить.
Понять у них получилось благодаря полевым исследованиям. Вы можете посмотреть (больше послушать) видео. И где-то это всё есть на бумаге, хотелось бы почитать, если представится возможность.
Я несколько лет назад для себя сформулировал весь смысл Иркутска в одном слове: #Вопреки. Это не #Против, не #Назло. Это особая форма #яСам. Это усугубленный вариант "нашей Раши", когда противоречия бытия не только имеют место быть, они еще и осознанно формируются. Мы вопреки плохому, вопреки хорошему, вопреки бездействию, действию и противодействию. И самое главное, что у нас на это всё хватает сил, талантов, энергии ровно так, что мы достигаем результатов. Порой нам самим не нужных. И парни это поняли.
Дошли до второго пункта: осмыслить, то есть сформировать методики достижения "иркутскости". Кстати, многие восприняли это слово как предложение, а это просто рабочий термин, применяемый ими в каждом городе. По сути, это "ключевые УТП в позиционировании бренда города Иркутск", не более. И тут они оказались почти молодцами. Собрали примеры подобного поведения в мире и даже ввели некие смысловые формулы: ЗАРЯД. ПОДЪЕМ, ПЕРЕВОРОТ. Но они настаивали на одной единственной мысли: мы не предлагаем вам бренда города в виде конечного решения, мы предлагаем вам бренд города в виде способа мышления.
И тут дело дошло до "изложить". Во-первых, они это должны были сделать по контракту, который подписали, еще не знакомясь с Иркутском. Во-вторых, они и тут молодцы. Они специально отошли от малейшей возможности графических смыслов, вывернув в графических законах именно глубинное противоречие Иркутска. То, что они представили, является примером нарушения правил, как мы любим. Попыткой иллюстрировать (систематизировать) бессистемность.
И, конечно, потерпели провал. Невозможно из букв О, П, Ж и А составить "вечность", хотя бы потому, что они - не мы. И, честно говоря, у меня сложилось впечатление, что они специально создали такой вариант, который тело не примет, потому что у города #Вопреки не может быть единого мнения, единой нашивки на рукаве, единого флага на балконе. Иначе он перестанет быть собой.
Что до моего личного мнения, то оно совпадает со многими - это жуткая жесть в каждой её детали. Но, черт возьми, это увидели приезжие люди. Это их мнение о нас. Представьте, что вы живете в мире, где не изобрели зеркало. И вот человек вас нарисовал. А вы ему - хрясь по роже. Ведь что-то очень страшное получилось. Да, это мнение всего лишь этих ребят. Но мнение.
Теперь, что с этим делать. Лично я в таком виде символику ни носить, ни транслировать не собираюсь. Бойкот. Могу агрессивный. Как арт-проект - круто. А вот жить я так собираюсь. И живу уже давно именно так. Поэтому два варианта:
1. Собрать рабочую группу и попытаться найти визуальное воплощение #Вопрекушести. Я поучаствую, если пригласят. Хотя, демократия - это инструмент усреднения. Не уверен, что сработает. 2. Забыть. Забыть и не вспоминать. Необязательно у города должен быть какой-то там бренд. Что такое Лондон? Красная телефонная будка и двухэтажный автобус. А не логотип. Что такое Пекин? Дохрена и смог. А не логотип. Что такое Париж? Башня, гармошка и круасаны (картавые). А не логотип.
Но что я точно сделал бы в Иркутске: нужно сформулировать инструменты (методики) превращения любого процесса (дизайна, рекламы, строительства, торговли, обучения, туризма, благотворительности) из типовых, для основного мира, в наш иркутский стиль. А потом жить с этим инструментарием, не забывая, что если ты живешь в Иркутске, то если пить, то ты должен не по-питерски, а по-иркутски. И какие-то из результатов, то есть обычные процессы, пропущенные через методику #Вопреки, станут нашими красными телефонными будками, поребриками и Эйфелевыми башнями.
Только у меня в голове есть пятерка проектов, аналогов которых в мире нет. А сколько таких, как я?
Целый Иркутск.
Ну и логотип...Знаете старую шутку: "И чё?" Вопрос, о который разбиваются любые аргументы. Так вот, это про нас. Для меня Иркутск - "Город И?.." Город противоречивых, несогласных, самодостаточных людей.