Территория БАМа: как таджики построили станцию Солони

27 августа 2024

Глагол38 продолжает путешествие по восточной ветке БАМа, строительство которой началось полвека назад.

бам

Фото издательства «Планета»: станция Солони, 1984.

Читайте также Сивачкан (Бестужево)ДипкунТутаулВерхнезейскФевральскАлонка, Новый Ургал

Станция Солони находится в Хабаровском крае. Здание вокзала – это маленькая розовая архитектурная жемчужина БАМа. Яркое керамическое обрамление венцов и входов в здание, по своей форме напоминающего азиатский мавзолей из «Белого солнца пустыни», не оставляют сомнений в таджикском происхождении проекта. 

В феврале 1976 года в Душанбе был организован специализированный строительно-монтажный поезд «Таджикстрой-БАМ» из 136 человек. Он находился в прямом подчинении министерства транспорта и дорожного хозяйства Таджикской ССР. Начальником поезда был назначен И. Умаров. 

17 августа 1976 года. Уже за час до прихода поезда с отрядом таджикских строителей на станции Ургал было людно. Из Чегдомына, Ургала-2, Алонки и других мест прибыли делегации трудящихся на торжественную встречу посланцев Таджикистана. На привокзальной площади и на перроне – праздничное оживление. Сияет солнце - весело, задорно, словно в Таджикистане. Выстраиваются пионеры с букетами цветов. Ветерок полощет флаги и транспаранты. В 12 часов дня к перрону подходит празднично убранный поезд с посланцами Таджикистана. И вот из вагонов выходят строители будущей станции и поселка Солони. Первые шаги на бамовской земле. Звучит оркестр…

К начальнику ССМП «ТаджикстройБАМ» Виктору Тихоновичу Пронину подходят с хлебом-солью Инна Снежко, передовики «МолдавстройБАМ» Василий Ника и Михаил Бодяну.

Гремит нарастающей силой
Пути нестихающий гул.
Идет молдаванин Василе,
А рядом - таджик Амиркул.

Солони встретил южных строителей атакой гнуса, неумолчным писком комаров и тяжелейшим трудом в глухой тайге. До холодов ребятам надо было расчистить и оборудовать площадки для приемки подготовленных в Таджикистане десятков составов с рабочими, стройматериалами, техникой и продовольствием. Все успели, грузы приняли, поселок и станцию построили. 

Из воспоминаний Мавлуды Мирзоевой:

Как-то вызывает к себе министр здравоохранения (тогда еще, в 1976 году, Соженин) моего отца Мирзоева Хакима Рустамовича, окончившего мединститут в 1972 году, и говорит: «Ну что, Хаким, поедешь в Хабаровский край врачом ТаджикстройБАМа?» 

Отец, не мешкая, сказал: «Да!». 

Как можно было не согласиться ехать, ведь. Байкало-Амурская магистраль была стройкой эпохи развитого социализма. Там трудились все народы из 15 республик тогда еще Советского Союза.

И вот молодой специалист-трудоголик, посоветовавшись с моей мамой, едет с агитбригадой в Хабаровский край, поселок Чегдомын, станция Солони, названная в честь реки Солони, - покорять сибирскую тайгу.

Таджики едут на БАМ строить поселок в тайге, прокладывать дороги, протягивать магистраль и не только. Все нужно начинать с нуля. Таджики едут в тайгу.  

С одной стороны площади - несколько поставленных в ряд вагончиков, с другой - штабели досок, щиты будущих домов. Здесь уже обустроились главный инженер с семьей из Таджикистана Владимир Иванович Галактионов, его жена Галина дети Вадим и Вовка. Володя Нурматов – шофер с семьей с Памира, шофера Виктор Шальнов, Иван Мельник.

Состав  с материалами для строительства поселка и станции привезли Виталий Богуш и Александр Чекрыгин. Соединились две крупные точки БАМа – Ургал и Солони. 30 сентября 1976 года состоялся торжественный митинг в честь открытия на 54 км БАМа рабочего движения. Его открыл первый секретарь Верхнебуреинского райкома КПСС В. И. Луночкин. 

К 25 ноября коллектив ССМП «ТаджикстройБАМ» выполнил задание за 1976 год. Во временном поселке Солони были построены два общежития по 50 мест, магазин, овощехранилище, котельная, дизельная, всего 12 объектов. Началось строительство столовой, клуба на 70 мест, профилактория и механических мастерских, банно-прачечного комбината. Эти объекты были сданы в первом квартале 1977 года.

На 1 мая 1978 года был построен временный поселок с населением 490 человек и жилой площадью 4 410 квадратных метров. Завершилось строительство производственной базы. Возведение поселка было завершено к 1983 году. 

 

На фото из фондов музея истории БАМа: приход первого поезда на станцию Солони

Для многих таджикских строителей БАМа те годы стали лучшем временем жизни. Работали много, но было и много радости, света, дружбы и любви. Только в первый год существования Солони здесь отпраздновали шесть свадеб. Первым ребенком поселка стала дочка бригадира Мансурова, одного из лучших строителей БАМа. 

Со временем строители переехали из палаток в вагончики, а потом и в новые квартиры со всеми удобствами. Запустили котельную, водозаборный узел, открылись в Солони школа и детсад. Современный по тем временам торгово-общественный центр был предметом зависти жителей других поселков.

По материалам архивного сектора администрации Верхнебуреинского муниципального района, портала БАМ - стройка народов, собств. инф. 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также