100 фактов из жизни Тайшетского района: аэропорт

02 марта 2025

В 2025 году Тайшетский район празднует вековой юбилей. Глагол38 публикует тексты проекта «100 фактов о Тайшетском районе», который ведет портал «Тайшет24».

тай

Точная дата появления в Тайшете аэропорта неизвестна, однако возник он ещё до Великой Отечественной войны. В 1937 году, когда решался вопрос о присвоении железнодорожному посёлку Тайшет статуса города, в докладной записке исполкома городского совета депутатов трудящихся сказано, что в Тайшете есть «посадочная площадка для самолетов Гражданвоздухофлота».

Наш земляк, известный писатель Ямиль Мустафин рассказывал, что аэродром находился в районе современной улицы Горького вблизи здания сегодняшнего военкомата и ДК «Железнодорожник».

Вопрос о строительстве нового аэродрома впервые был поставлен в марте 1959 года. Местные власти выделили земельный участок в 15 га на юго-восточной окраине города, в конце улицы Пушкина.

В апреле 1965 года решили отвести под аэродром уже 65 гектаров земли. Спустя полгода площадь увеличили до 252 гектаров. В ноябре того же года в городе появился маршрут автобусного транспорта – «Автотранспортное предприятие – Аэропорт». Местная газета в то время уже размещала расписание полётов по районным авиалиниям.

Самолёты АН-2 и Як-12 летали из райцентра в Полинчет (через Шиткино и Шелаево), Соляную, Братск (через пос. Октябрьский Чунского района), Нижнеудинск (через Алзамай и Костино), Иркутск (через Нижнеудинск, Тулун и Зиму) и Красноярск (через Канск).

Самым протяжённым маршрутом над территорией Тайшетского района был до Полинчета. АН-2 преодолевал это расстояние с двумя промежуточными посадками за два часа (чистое время в воздухе составляло 1 час 15 минут).

А вот рейсы до региональных столиц - Красноярска и Иркутска - совершали нижнеудинские лётчики, а не тайшетские.

В 70-е годы аэропорт открыли в селе Черчет. Его начальник Михаил Готовко рассказывал:

- Полеты по местным авиалиниям таких самолетов, как АН-2, сильно зависели от погодных условий – сильный ветер, плохая видимость, дожди или снег мешали полетам. Авиапассажиры всегда были заложниками погоды. Иногда они целыми днями сидели в аэропорту в ожидании погоды, а её могло и не быть, полеты отменялись. Пассажиры вынуждены были искать иные способы добраться до места назначения.

В салоне самолётов, по словам Михаила Ивановича, постоянно стоял громкий рёв мотора. В зимнее время на борту было очень холодно. Пассажиры, однако, терпели эти неудобства из-за существенной экономии времени.

К тому же с Черчетом и Полинчетом не было ни автобусного, ни железнодорожного сообщения. Например, черчетцам приходилось ехать автобусом до села Тремино, а оставшиеся 18 километров преодолевать пешком. Этот путь занимал целый день. Самолётом же можно было добраться за час.

Помимо перевозки пассажиров, самолёты Тайшетского аэропорта доставляли грузы, почту, совершали вылеты к больным, охраняли леса от пожаров, обрабатывали поля и леса. Для детей во время каникул совершались экскурсионные полеты.

К 1985 году местные самолеты летали до Кондратьево, Шелаево, Черчета, Ново-Тремино, Соляной. Тогда планировалось реконструировать аэропорт и запустить до Иркутска, Братска и Красноярска новенькие Л-410.

Но к концу 80-х годов из-за увеличения себестоимости полётов количество рейсов стало стремительно сокращаться. Были закрыты маршруты до Шиткино, Квитка, Черчета, Трёмино и Братска. В начале 90-х пассажирские перевозки были вовсе прекращены. Самолеты совершали только полеты, связанные с охраной лесов и тушением пожаров.

В 2007 году Тайшетский аэропорт был окончательно преобразован в аэродром Иркутской базы авиационной охраны лесов.

При подготовке материала использована информация сайта Тайшетская история

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также