Детство в красках

«Глагол» представляет рубрику АРТ-ВЗГЛЯД с искусствоведом, научным сотрудником галереи сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева Марией Моженковой. Каждый четверг мы погружаемся в мир искусства и знакомиться с выставочными проектами нашего города, а также мастерами – художниками, скульпторами и другими представителями прекрасного.

Удивительные порой складываются взаимоотношения между посетителями музея и его экспонатами. Висит картина в постоянной экспозиции. Долго висит. Десятилетия. И никому особо дела нет. Но стоит ей отправится в путешествие, как начинается культурное паломничество. Именно так мы сейчас провожаем в гости во Францию шедевр Ильи Репина «Нищая». Возможно, этому способствует история её прежнего вояжа с риском остаться в коллекции Третьяковской галереи. Возможно.

На самом деле в постоянной экспозиции есть ещё несколько произведений искусства, посвященных юным красавицам, и каждая может рассказать свою историю.

Одной из визитных карточек музея, наравне с «Нищей» является «Неудавшееся свидание» кисти Павла Брюллова. Камерная по формату работа, где целью художника стало изучение вопросов освещения, получила признание и любовь посетителей. И даже обзавелась от них названием, ведь первоначально этюд прозаично наименовался «Девочка со свечкой». Но постепенно родилась легенда, что барышня не дождалась своего кавалера, вот свидание и не состоялось, это же видно по её грустным глазам. Кстати, эта картина имеет свой круг поклонников, ведь стоит только ей отправиться на реставрацию или просто сменить место в экспозиции, как непременно о ней начинают спрашивать.

К слову, в ряды «хорошеньких девочек» периодически попадает «портрет Александра Первого в детстве» кисти Фёдора Рокотова. Уж очень обманчива внешность будущего императора с розовыми щёчками и в нарядном платье с кружевами. Редкая экскурсия обходится без выяснения нюансов детской моды XVIII века, а также осмысления суеверий минувших эпох с их переодеванием мальчиков в девочек, дабы смерть не забирала наследников. Каюсь, будучи в одним из столичных музеев, сама как-то приняла мальчика за девочку: уж очень красноречиво кудряшки в нарядном капоре наводили на эту мысль.

Свою порцию внимания заслуженно получает и «Маленькая няня» Харитона Платонова, висящая в одном зале с «Нищей» Ильи Репина. Другой аспект детской жизни: когда ты уже подрос настолько, чтобы помогать взрослым.

С любовью выполнен портрет «Крестьянской девочки» Филиппа Малявина. Непосредственность и миловидность детского лица сочетаются с проницательным, почти взрослым взглядом.

Конечно, в статье далеко не полный список образов нежного возраста, которые можно увидеть в постоянной экспозиции главного здания музея. Наверное, тема детства всегда будет для нас важной, трогательной и животрепещущей.

А напоследок вспомнился ещё один эпизод из жизни картины «Нищая». Как-то во время экскурсии для делегации из Франции, едва войдя в зал с этой картиной, один из профессоров, завидев, шедевр поспешил к нему, как к давнему знакомому, а потом ещё минут десять объяснял, что он рад увидеть воочию картину, о которой рассказывает на уроках своим студентам. Вот только название француза немного смутило: у них картину иногда называют «Внучка рыбака». А мне подумалось, что произведение искусства – это как раз тот самый случай, когда лучше один раз увидеть. Вживую. Потому что никакие современные технологии не передадут игру оттенков цвета, величину и мощь формата, а лавное – суть, заложенную автором. И каждая картина всегда находит и ждёт своего зрителя.

Мария Моженкова, искусствовед

На фото:

  1. И. Репин «Нищая»
  2. П. Брюллов «Неудавшееся свидание»
  3. Х. Платонов «Няня»
  4. Ф. Малявин «Крестьянская девочка»
Подписывайтесь на наш Telegram-канал

04.02.2021


Новости партнеров