Сергей Коробов: Беломорско-Балтийский канал в значках и почтовых марках

Сергей Коробов
Сергей Коробов
04 августа 2025

2 августа 1933 года было завершено строительство Беломорско-Балтийского канала.

канал

2 августа 1933 года было завершено строительство Беломорско-Балтийского канала длиной 227 километров и шириной 14-20 метров, глубиной до пяти метров, который соединил Белое море (Соловецкий монастырь) и Онежское озеро (Повеец). 

Его официальное открытие состоялось 5 августа 1933 года, а до 1961 года он назывался Беломорско-Балтийский канал имени Сталина.

На этом грандиозном строительстве, которое началось 16 ноября 1931 года, работали около 280 тысяч заключенных БелБалтЛага (начальник Эдуард Сенкевич, начальник работ Беломорстроя Нафталий Френкель). Стройка была засекречена. Прокладкой канала руководило начальство НКВД СССР. После окончания строительства 4 августа 1933 года освобождены 12 484 заключённых, сокращены сроки для 59 516 заключённых.

На основании приказа ОГПУ №879 установлен специальный жетон строителя Беломорстроя для награждения лучших, особо отличившихся ударников из заключённых - строителей Беломорско-Балтийского водного пути. Награждённый жетоном носил его на левой стороне груди на красном (шелковом или сатиновом) кругу, диаметром в четыре сантиметра. 

Награждения жетоном ударника начались в конце 1932-го и продолжались до конца 1933 года, даже после сдачи канала в эксплуатацию.

Награждённый жетоном, в каком бы исправительно-трудовом лагере он в дальнейшем ни содержался, имел право на следующие льготы: преимущественное помещение в лучших квартирных условиях,  длительное внеочередное свидание с родственниками, право посылки писем в неограниченном количестве, бесплатное фотографирование два раза в год, льготные условия для перехода на колонизацию. 

Приказ был подписан начальником Главного управления лагерями ОГПУ (1932-1937) Матвеем Берманом.

Особо значение Беломорканала возросло после ввода в эксплуатацию в 1964 году современного Волго-Балтийского водного пути, что весьма повысило пропускную способность канала и фактический объём грузоперевозок. 

В 1970-х годах канал стал частью Единой глубоководной системы европейской части РСФСР.

В настоящее время на базе канала действует историко-культурный комплекс «Беломорско-Балтийский канал», который представляет собой систему гидротехнических сооружений, жилищных и административных зданий, памятных мест строительства канала.

Автор: Сергей Коробов, председатель общества коллекционеров Иркутской области 

Возрастное ограничение: 16+

Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также