Владимир Демчиков: Шел по улице отряд, шесть самоубийц подряд

Владимир Демчиков
Владимир Демчиков
08 августа 2016

В российский прокат с 4 августа вышел один из самых ожидаемых и высокобюджетных фильмов года – «Отряд самоубийц», третий фильм «расширенной вселенной» DC Comics о супергероях-суперзлодеях. Поставил фильм Дэвид Эйер, а снял – российский оператор Роман Васьянов, ранее снявший «Стиляг» и работающий с Эйером уже на третьей картине.

Фильм получил вал разгромных рецензий, фанаты даже запустили петицию о закрытии крупнейшего агрегатора рецензий Rotten Tomatoes, где на основе этих рецензий у фильма унизительный рейтинг 36%. Рекламная кампания оказалась интереснее фильма, и те, кто ожидал после трейлеров увидеть веселый и отвязный боевик, были разочарованы.

Режиссер и в самом деле предпринял попытку снять не лучезарное кино про целлулоидных разноцветных супергероев, сражающихся в игрушечных сражениях с игрушечным злом под игрушечный долби-звук (фильмы такого типа отлично получаются у Marvel Studios, главного конкурента DC), а мрачную драму о прорастании чего-то человеческого в человеческом отребье. Если карамельные фильмы-аттракционы, в которых зритель с самого начала настроен «весело и придурковато», обходятся вполне легковесными сценариями и почти комическими героями, разговаривающими иключительно эстрадными остротами, то в «Отряде самоубийц» авторы постарались всерьез отнестись к своим персонажам, попытавшись в каждого из них затолкать какую-то личную драму и трудную судьбу.

В результате паровоз фильма едет, замедляясь, по постепенно разъезжающимся рельсам, чем дальше, тем больше разветвляющимся и переходящим в целый букет этих рельс, разбегающихся вообще в разные стороны. С одной стороны, есть две важные любовные линии (Джокер и Харли Квинн, полковник Флаг и Чародейка), каждой их которых вполне хватило бы на пару-тройку фильмов, с другой – есть явно претендующая на центральную роль эротичной оторвы сама Харли Квинн, с третьей – есть Дэдшот в суровом исполнении матереющего Уилла Смита, с четвертой – старательно беснуется Джокер в исполнении злобно наклоняющегося вперед Джареда Лето. И это еще не все, есть еще и другие супергерои-суперзлодеи (Капитан Бумеранг, Эль Дьябло, Убийца Крок), которые тоже стремятся как-то отметиться и запомниться зрителю – но увы. Они не слишком нужны – и поэтому, мелькнув в «биографическом эпизоде», просто торчат в кадре до того момента, когда им по сюжету предстоит исполнить свой номер в сборном концерте под названием «финальная битва со злом».

Есть еще линия федерального агента Аманды Уоллер, которая и придумывает этот проект: собрать отъявленных мерзавцев, вживить каждому в шею бомбу на случай непослушания – и заставить их спасать мир, а в случае провала миссии на них все и свалить. Государство тут выступает в виде беспомощных вояк-генштабистов, которые пасуют перед решительной и хваткой Уоллер, легко навязывающей им свой странный проект «отряда самоубийц». В общем, слабаки военные, наглая, но внутренне несчастная Аманда Уоллер, туповатый полковник Флаг да пару раз появившийся толстеющий Бэтмен (Бену Аффлеку с обвислым лицом пора в отставку с это роли) – вот и все представители «добра» в фильме. «Зло» представлено куда более колоритной компанией из перечисленных выше шести супергероев-суперзлодеев (плюс Джокер, пытающийся под шумок украсть у них свою подружку). И вот скучное «добро» угрозами и шантажом пытается заставить нескучное «зло» выйти на бой с «суперзлом», т.е. «Чародейкой», захватившей тело подружки Флага. При этом это самое «суперзло» практически начисто лишено человеческого («Чародейка» страшна, как жаба) и вообще какого-то разумного измерения – и представляет из себя по сути дела просто комплекс разрушительных химических и физических реакций.

В результате добро и зло оказываются союзниками в борьбе с суперзлом, то есть с опасными и неконтролируемыми силами материи и природы. По сути дела, всё это мало чем отличается от старых советских фильмов, в которых непременно были отрицательные герои, к концу картины перевоспитывавшиеся и становящиеся на сторону добра (вспомним героев П.Алейникова) в борьбе с каким-то суперзлом. То есть человек человеку (в  нашем фильме – суперагент суперзлодею) в конечном итоге друг, товарищ и может даже скостить срок за верную службу.

Все это было бы даже и неплохо, если бы фильм, стремящийся быть одновременно и драмой, и детской комикс-страшилкой, и культовым девочковым сериалом про оторву, полюбившую хулигана, и эпосом о спасении мира – был бы живее и отвязнее. Но перегруженный многочисленными линиями сюжета, кучей главных героев и ложно понятой необходимостью как-то отличаться от фильмов Marvel, «Отряд самоубийц» к концу выдыхается и заканчивается на грустной ноте разочарования, как детская страшилка, начало которой всегда обещает больший эффект, чем находишь в ее конце.

Единственное, что остается в памяти после фильма – это красотка Харли Квинн (ее киномакияж – кажется, уже пошел в народ, и это хотя бы понятно), стоящая в минишортиках среди остолбенело уставившихся на нее солдат американской армии. Заметив их оцепенение, она недоуменно спрашивающая у них что-то вроде: «Чего уставились?» Солдаты, очнувшись, расходятся: для них кино окончилось. А вот зрителям нужно еще отсидеть в зале целый час. 

Возрастное ограничение: 16+

Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также