Экспедиция «По великим рекам Сибири»: дорога домой

08 сентября 2022

«Глагол» продолжает публикацию дневников участников экспедиции «По великим рекам Сибири» проекта «Байкал – Аляска».

Байкал Аляска

Читайте дни 2-45-78-1012-1516-2022-2425-3031-3233-3637-43, 44-49

День пятьдесят второй, 21 августа: квест в Туре.

Дождь-дождь-дождь. Так нас ещё в этой экспедиции не заливало. Было ощущение, что над нами такая же река, как и под дном лодки, и она сплошным потоком проливается на тент. Ещё чуть-чуть - и они сомкнутся. Дошли до Туры на характерах - команды и «Искателя-3». 

Но квесты на этом не закончились. Захотели попариться в бане - банщик на несколько дней на рыбалку уехал. Попытались заправиться - нефтебаза не работает, все в отпуске. Но, как всегда, выручили добрые люди, особенная благодарность - местному туристическому обществу. 

Переделав все дела, отправились на экскурсию. Дома в Туре четырёхэтажные, а рабочие места - только в государственных структурах: администрации, больнице, школе. Удивила и порадовала встреча с Центром эвенкийской культуры. Как оказалось, в нем детей учат эвенкийскому и кетскому языкам, рассказывают о культуре и традициях. Преподаватели - из числа северных народностей, так что передают детям знания предков. 

Познакомились с одной 85-летней эвенкийкой. У неё два высших образования, училась в Красноярске и Санкт-Петербурге, жизнелюбию можно позавидовать. Замечательные люди на Севере!

День пятьдесят третий, 22 августа: Разговоры с батюшкой и прогулка с лайками.

- Звоню я вам, а вокруг меня четыре лайки ходят, ластятся. Как в экипаж просятся, - капитан Евгений Рюмин «совершает традиционный звонок» в штаб по спутниковому телефону. В этих местах связываемся с «большой землей» в основном по нему. Хотя оператору Родиону удаётся ловить интернет, чтобы отправить в штаб фото, которые там ждут, как и любую информацию с борта. 

Накануне сходили на воскресную службу в местную церковь, познакомились с батюшкой. Он рассказал, что деревням тут можно перемещаться только на вертолёте, что он и делает. В церкви в Туре работают потомки тех, кто был репрессирован в эти края. Разговор с каждым - трагичная семейная история. После службы все собираются на общее чаепитие, мы тоже присоединились, было душевно и хорошо. 

Сегодня в путь не двинулись - дождь продолжается, а пройти предстоит сложный участок да ещё вдвоём. 

- Постараемся побить очередной рекорд экспедиций - пройти до Богучанска вдвоём с Родионом, - спокойно говорит в трубку капитан. -  И я «якут» - в том смысле, что живу в Якутии, повадки рек северных знаю, и Родион человек в экспедициях опытный. Справимся.

День пятьдесят четвертый, 23 августа: Добрались до Кислокана.

Прошли 280 км, вода позволяет идти без остановок. Гусей - море, уток - море, маслят в лесу - ковёр, буквально скользим по ним при высадках. Погода отличная. 

Пообедали в лодке, спокойно добрались до Кислокана, где сейчас ждём главу администрации, узнаем, где можно переночевать. Прибудет глава на тракторе - только так можно передвигаться в этих местах. 
Связи нет никакой, даже на горе. Зато есть коммутатор, у каждого жителя - дисковый телефон, всем хватает, все довольны. 

Кстати, мы перестроили «Искатель -3» после того, как сильно вымокли на подходах к Туруханску. Вместо пластика сделали деревянную защиту и окошечки - теперь наша лодка, как танк, из которого мы выглядываем. Стало теплее, на этом переходе не мёрзли.  

Переночуем, заправимся и отправимся в Богучанск.

День пятьдесят пятый, 24 августа: Ночь в эвенкийской избушке 

Все встреченные эвенки переживали, сможем ли мы пройти сложнейший порог, давали советы и рекомендовали быть осторожнее. Шум от него услышали километров за пять, а оператор Родион ещё и увидел, запустив дрон. Решили обязательно снять этот непростой момент экспедиции, так что капитан сосредоточился на лодке, оператор - на пульте управления техникой. В результате коварство порога было побеждено мастерством капитана. Правда, уже вечером он признался, что мышцы от напряжения болят до сих пор. 

Прошли 200 км: 100 до Юхты, где полностью заправились, 100 после, остановившись недалеко от порога. Ночуем в эвенкийской избушке. 

Кстати, нынче мы пересекли не только серьёзный речной порог, но и границу Иркутской области.

День пятьдесят шестой, 25 августа: Первая мель.

Много мелей мы оставили позади, хоть и сломали на них несколько винтов, но одна все-таки оказалась хитрее. И захватила на полдня. Мы, конечно, шутили, мол, одиноко ей тут, пообщаться не с кем, вот и обрадовалась двум путникам так, что отпускать не хочет. Но и потрудиться пришлось изрядно, пока «Искатель-3» снова закачался на волнах. 

Вот и получилось, что от Юхты прошли всего 200 км: 100 до Наканы и 100 после. Восстанавливаемся и ночуем сейчас в лесу в палатке. Надеемся, что «дань общения» заплатили реке сполна, и дальше ей хватит нашего внимания исключительно из движущейся лодки.

День пятьдесят восьмой, 27 августа: Передышка в Ербогачене.

До Ербогачена добрались без приключений. Здесь нас уже ждал старпом Виталий Богомолов с натопленной баней и местом для ночлегом. Мы же прибыли с полезным подарком - персонально для него вырубленной жердью. Да, теперь, наученные мелями, мы дополнили экспедиционный инвентарь лопатами и жердями, куда деваться, вот такие они, северные реки с мелями. 

Попали мы сюда ровно в день открытия охоты, так что поиск чего бы то ни было усложнился: от топлива до помощников. Но наш шустрый старпом, прилетевший заранее, все разведал и устроил, даже с главой уже познакомился. Глава территории отнёсся к нам радушно, помог заправиться и пригласил встретиться с жителями завтра, рассказать об экспедиции. Мы с удовольствием согласились. 

Ещё деталь, на которую обратили внимание: все лодки тут на причале стоят в полной готовности к рыбалке, хозяевам остаётся только запрыгнуть в них. 

А пока за окном плюс 7, отправимся в баню, отдыхать от сложного пути и набираться сил на его продолжение.

День пятьдесят девятый, 28 августа. 

Пасмурно и дождливо, но в противовес - радушные местные жители и их отзывчивый доброжелательный глава. Побывали в музее, провели встречу, где рассказали об экспедиции, прошли по всему посёлку, посетили воскресную службу и потом пили чай с батюшкой - это стало нашей доброй традицией на этапе. 

Глава пригласил на ужин к родителям, так мы отведали традиционной еды для жителей по берегам Нижней Тунгуски - из свежей рыбы, да с домашней сметаной, да с салатами вкусными. Как бы ни любили нашу походную кухню, но всегда с любопытством пробуем местные блюда, расспрашиваем о гастрономических традициях, узнаём рецепты. Пригодятся в следующих походах. 

Выходим дальше втроём завтра утром. Впереди сложный участок реки, так что проверили все на «Искателе-3», надёжно закрепили палки, которыми отталкиваемся с мелей, просушили одежду. И ещё важное - отправили фото в штаб экспедиции, надо же поделиться тем, о чем в диких местах только по спутниковому телефону кратко рассказываем.

День шестьдесят первый, 30 августа: От избушки до избушки под снегом с дождем 

Тяжело и весело - вот наш девиз дня. Двести километров до посёлка Непа шли под непрерывным снегом с дождем, которые прихватили в компанию ветер, шторм и плохую видимость. Высокие волны не давали увидеть мели, так что двигались наугад, между коряг и перекатов. 

Сложности добавляет то, что русло реки тут резко сужается: если раньше было 500, потом 400 метров, то теперь 150, чуть не шоркаемся о берега бортами. Дело в том, что основная вода Нижней Тунгуски - от реки Непа, и тут уже этой воды нет. 

Вечером мокрые насквозь пристали к охотничьей избушке. Все они тут Прекрасно сделаны, с заботой о путниках. Мы тоже в благодарность оставляем и запас дров, и продукты. А пока главное - высушиться и выспаться.

День шестьдесят второй, 31 августа: В Подволошино! 

«Счастье неимоверное!», - так говорит об этом дне капитан Евгений Рюмин. Мы прошли самый сложный участок всего маршрута нынешнего года. Русло сузилось вдвое, вчерашние спутники в виде дождя, холода (здесь ноль), ветра и волн усилили рвение и не ослабили все 200 км до Подволошино. 

Винты целы, мы целы, «Искатель-3» цел. Вы-ды-ха-ем. Завтра будем перевозить лодку к Лене, там уже попроще.

День шестьдесят третий, 1 сентября: Из школьной столовой - по пути казаков 

День знаний мы начали в школе - в Подволошино она оказалась аккуратной и гостеприимной. Познакомились с добрыми поварами, которые очень вкусно готовят. Обнаружили музей в одном из классов, он посвящён быту казаков-первопроходцев. Именно здесь они брали лодки и волокли из до Лены. Туда ехали с пушниной, обратно - с тем, на что ее можно купить. Рассматривая экспонаты музея, мы ещё не догадывались, что скоро нам предстоит почувствовать, каково было казакам. 

С жильем здесь нам помогла глава территории. Нашла дом с печкой, где мы хорошо отдохнули. Как говорим, второй месяц ночуя, где придётся: нам любая крыша подойдёт. 

Но самую радушную крышу надо покидать. Теперь нам предстояло перевезти «Искатель -3» до Лены, а это 30 км. И тут начались сложности. Сначала пообещал помочь один перевозчик с прицепом, но выяснилось, что наша лодка в него не войдёт. А других перевозчиков вроде как нет. Занялись поиском, нашли ещё одного водителя - теперь КРАЗа, который оказался тут случайно. Выяснилось, что площадка у него пять метров, а длина «Искателя-3» - семь. Но он специально удлинил ее под нас, стал поднимать, вроде все сложилось, но…между «коньков» не входит на 20 см. Тут уж ничего не поделаешь. 

И вот лодка наша парит в воздухе, дождь идёт, ветер дует, мы забрались в кабину и думаем, что дальше делать. «Тут племянник на полуприцепе в гости приехал, может, он поможет», - осенило водителя. Племянник на мотоцикле  приехал быстро, деловито обмерил лодку, кивнул, мол, войдёт, давайте грузить. 

Но радоваться было рано: хорошо, здесь нас погрузят, а кто там разгружать будет, на полуприцепе крана нет. Помолчал-помолчал водитель КРАЗа и предложил: «Ладно, поеду с вами, только за это бы денежку мне, далеко все-таки да и дорога». 

Так караваном и двинулись по размытой дороге в ухабах. С такой скоростью, будто тащили лодку на себе, поэтому труд казаков-первопроходцев почувствовали сполна. Выдохнули, только когда спустили «Искатель-3» в Лену. «Евгенич!! Больше нет перекатов и кусты не смыкаются перед нами!» - радовался старпом, обращаясь к капитану. «Вот ты и хлебнул воды из двух рек, честно заслужил право носить экспедиционную форму», - ответил тот. 

Чувствуя, что совсем одичали за последнюю неделю среди перекатов, порогов и почти непроходимого русла Нижней Тунгуски, по Лене полетели стрелой. Прямо до Киренска, где пришвартовались ночью.

День шестьдесят четвертый, 2 сентября: Передышка в Киренске.

Сегодня провели большую конференцию, послушать собрался полный зал. За полтора часа капитан подробно рассказал и о нынешней экспедиции, и о предыдущих. Кстати, как выяснилось, мы впервые прошли по этим местам на лодке такого класса, так что у нас новый рекорд проекта. До этого, напомним, «Искатель -2» стал первым судном такого класса, которое прошло от посёлка Провидения до Нома. 

Потом были подготовительные хлопоты к завтрашнему выходу. По утрам тут сейчас густые туманы, так что сильно рано при всем делании не выйдешь. Надеемся на старт в 10 утра. Впереди около 300 км до Усть-Кута.

Окончание следует. 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также