К-129

09 марта 2018

8 марта 1968 года экипаж советской подводной лодки К-129 не вышел на связь с базой. Семьдесят три дня поисков результатов не дали. На борту субмарины было 98 человек.

подлодка

Над тайной исчезновения К-129 повис железный занавес. Пресса хранила гробовое молчание. Офицерам Тихоокеанского флота было запрещено вести какие-либо разговоры на эту тему.

К-129 не должна была выходить тогда в море, потому что за полтора месяца до этого вернулась из планового похода. Экипаж был измучен продолжительным рейдом, а материальная часть требовала восстановительного ремонта. Но другая подлодка была не готова к походу, поэтому командование Тихоокеанского флота приняло решение вместо нее отправить К-129 на патрулирование. В срочном порядке К-129 приступила к подготовке нового похода. Из отпуска удалось отозвать лишь часть офицеров. Недостающий состав доукомплектовали с других субмарин. Кроме того, на борт приняли группу матросов-учеников из подплава.

ВМФ объявил тревогу, как К-129 не подала сигнал о проходе контрольного рубежа, обусловленный боевым приказом. И тут же выяснилось, что на КП эскадры нет даже списка экипажа, подписанного лично командиром и заверенного корабельной печатью.

С середины марта и по май 1968 года проводилась невиданная по размаху и секретности операция поиска исчезнувшей субмарины, в которой были задействованы десятки кораблей Камчатской флотилии и авиация Северного флота. Упорно искали в расчетной точке маршрута К-129. Слабая надежда на то, что подлодка дрейфует в надводном положении, не имея хода и радиосвязи, не оправдалась через две недели. 

Переполненность эфира постоянными переговорами привлекла внимание американцев, которые точно указали координаты большого масляного пятна в океане, расположенного в советских водах. Химический анализ показал, что пятно соляровое и идентично топливу, используемому на подводных лодках ВМФ СССР. Точное место гибели К-129 в официальных документах получило обозначение как точка «К».

После того, как поиски были отменены, родные и близкие всех членов экипажа получили похоронки с записью «признан умершим». О моряках-подводниках тут же забыли. А главком ВМФ СССР Сергей Горшков в своем заявлении отказался признать гибель субмарины и всего экипажа. Официальный отказ СССР привел к тому, что подводная лодка стала «бесхозным имуществом». 30 июля 1968 года подводную лодку исключили из состава ВМФ.

Для расследования причин гибели подводной лодки были созданы две комиссии: правительственная под руководством председателя Совета Министров СССР Леонида Смирнова и ВМФ, которую возглавил первый заместитель Главнокомандующего Владимир Касатонов. Выводы, которые сделали обе комиссии, были похожи: вины экипажа в гибели корабля нет.

Наиболее достоверной причиной катастрофы мог быть провал на глубину ниже предельной из-за обмерзания поплавкового клапана воздушной шахты РДП (режим работы дизелей под водой). Косвенным подтверждением этой версии было то, что командование штаба флота предписывало командирам максимально возможно использовать режим РДП. Второй официальной версией было столкновение с иностранной субмариной в подводном положении.

Кроме официальных существовал и ряд неофициальных версий. В 1998 году в США вышла книга Шерри Зонтага и Кристофера Дрю «Игра в жмурки. Неизвестная история американского подводного шпионажа». В ней были представлены три основные версии гибели К-129: экипаж не справился с управлением; техническая авария, переросшая в катастрофу (взрыв); столкновение с другим кораблем. Наиболее правдоподобной и доказанной является версия о столкновении К-129 с американской подлодкой «Суордфиш» (в переводе «меч-рыба»). 

Вероятно, американцы следили за советской подлодкой, потеряли гидроакустический контакт, что вынудило их следовать в точку нахождения К-129, а кратковременное восстановление контакта между ними за несколько минут до столкновения уже не могло предотвратить трагедии. Позднее и эта версия подверглась критике специалистами. 

Однако весной 1968-го в иностранной прессе появились сообщения о том, что в японский порт Йокосука зашла со смятым заграждением боевой рубки и стала на аварийный ремонт «Суордфиш». Вся операция была засекречена. Лодка простояла на ремонте лишь одну ночь, за которую ей был сделан косметический ремонт: наложены заплаты, подкрашен корпус. Утром она покинула стоянку, а с экипажа была взята подписка о неразглашении тайны. После этого случая «Суордфиш» полтора года не выходила в плавание.

В период 1968-1973 годов американцы обследовали место гибели К-129, ее положение и состояние корпуса глубоководным батискафом «Триест-2» и приняли решение поднять ее на поверхность. Стоимость секретной операции «Дженифер» оценили в 350 млн долларов.  Все это осуществлялось в надежде добыть шифродокументы, боевые пакеты и аппаратуру радиосвязи и с помощью этой информации прочитать весь радиообмен советского флота, что позволило бы вскрыть систему развертывания и управления ВМФ СССР. Операция по подъему была очень сложной, так как лодка покоилась на глубине более 5 000 м. 

Вся работа продолжалась сорок суток. При подъеме советская субмарина разломилась на два куска, поэтому поднять удалось только один, состоявший из первого, второго и части третьего отсеков. Из носовой части корабля были извлечены тела шести погибших подводников и похоронены в море согласно принятому на советском флоте ритуалу. 

Саркофаг с телами был накрыт флагом ВМФ СССР и опущен в море под звуки государственного гимна Советского Союза. Была отслужена панихида на русском языке. Это произошло в 90 милях от Гавайских островов в точке с координатами 18 градусов 29 минут с.ш. и 157 градусов 30 минут з.д.

Тайна подъема затонувшей подлодки не была соблюдена. Вокруг операции «Дженифер» разразился международный скандал. Работы пришлось свернуть. МИД СССР направил Госдепартаменту США ноту, в которой обвинил американцев в нарушении международного морского права (подъем с океанского дна чужого корабля) и в осквернении братской могилы моряков. В октябре 1992 года пленка, на которой было заснято захоронение тел советских подводников, была передана президенту России Борису Ельцину.

В России «гриф секретности» был снят только в 1992 году. Через шесть лет указом Президента РФ от 20 октября 1998 года все члены экипажа подводной лодки К-129 были награждены орденами Мужества (посмертно), но награды были вручены только лишь восьми семьям погибших моряков. 

В Черемхово в августе 2000 года установили памятник десяти героям-подводникам К-129, которые родились и выросли в Иркутской области. Это старшина второй части, командир отделения гидроакустиков Алексей Андреев из Черемхово (1947-1968), старший матрос, старший штурманский электрик из деревни Тунгуска Черемховского района Михаил Кривой (1947-1968), старший матрос, старший гидроакустик из села Елань Черемховского района Виктор Лохов (1947-1968), старшина второй статьи, командир отделения торпедных электриков свирчанин Виктор Маракулин (1945-1968), Анатолий Дыкин из села Залог Качугского района (1940-1968), Владимир Костюшко из Усть-Кута (1947-1968), Геннадий Кобелев из Ахалика Республики Бурятия (1947-1968), Александр Крючков из Бодайбо (1947-1968), Геннадий Гущин из Тулуна (1947-1968), Тимур Михайлов из села Ундар-Хуан Аларского района (1947-1968). Отметим, что матрос-торпедист Костюшко вошел в список тех шести моряков, похороненных американцами в 1974 году.

По материалам российских и зарубежных СМИ, а также книги "Памятники и мемориальные доски города Черемхово". Фото из открытых источников. Фотографии 1968 года публиковались в местных печатных изданиях Новосибирска. 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также