Скончалась народная артистка СССР Юлия Борисова - Валя из «Иркутской истории»

09 августа 2023

8 августа 2023 года на 99-м году жизни в Москве скончалась легендарная актриса Театра имени Вахтангова Юлия Константиновна Борисова.

борисова

Звезда театра имени Вахтангова, она отдала театральной сцене почти семьдесят лет. Принцесса Турандот, Клеопатра и более пятидесяти ролей. И три роли в кино, две из которых знает любой киноман – это «Посол Советского Союза» и «Идиот».

Но для нас Юлия Борисова - это, конечно, «Иркутская история». Да, история случилась на Ангаре, недалеко от Иркутска, где тогда строилась ГЭС. Встретились на стройке три человека. Валя и Виктор давно встречаются, девушка надеется на свадьбу. Но как-то Виктор признается своему другу, что еще не готов связать себя семейными узами. В итоге Сергей сам сделал Вале предложение и получил на него согласие. Вскоре рождаются дети. А спустя год в семье Валентины большая беда…

Премьера спектакля «Иркутская история» по Алексею Арбузову, постановка Евгения Симонова, состоялась в театре Вахтангова 26 декабря 1959 года. Сам Арбузов посвятил «Иркутскую историю» Юлии Борисовой, которая играла кассиршу Вальку - вульгарную, самоуверенную, разбитную и неунывающую. Вахтанговцы поставили «Иркутскую историю» первыми, а потом она пошла по всей стране.

Успех спектакля был ошеломляющим. «Иркутская история» удачно вписалась в театральную ситуацию своего времени: в ней непривычно соединялись оптимистический пафос и трудовой антураж с искренностью интонации.

«Люди на земле должны быть счастливы. Это факт. А что человеку для счастья нужно? Чтобы дело его было лучше, чем он сам...» Вот что говорил своей пьесой советский драматург людям, и его послание находило горячий отклик в сердцах зрителей. Юлия Борисова

Журналист Инна Соловьева в рецензии на спектакль писала: «Иркутская история», а не «Случай под Иркутском», не «Это было на Ангаре». Уже названием писатель предупреждает нас, что он предлагает не кусок жизни, выхваченный непосредственно из действительности, а именно «историю».

В пьесе есть эпизод, который следует понять как ключевой. На берегу Ангары, неподалеку от Иркутска, бродит приезжий человек. Он не появлялся до сих пор, хотя действие уже перевалило к концу, и не появится в дальнейшем. Приезжий по профессиональной привычке приглядывается и не торопится расспрашивать: просто бродит по незнакомым ему пока местам, строит предположения о людях, увиденных лишь издали: «Какая между нами связь? Почему эти люди меня так занимают?»

Приезжий садится поодаль, а сцена, о содержании и смысле которой он только что гадал, возникает, как бы приближенная телеобъективом. Вот они, герои, вот их голоса, их мысли, их переживания. А прохожий, следя за ними глазами, так и не знает в точности, о том ли они толковали, что подумалось ему, такие ли они, какие ему представились…

Может быть, они такие. Может быть. Эта лирическая предположительность взамен привычного на сцене утверждения жизненной непреложности того, что показывается, во многом определяет и решение самой пьесы и краски талантливого спектакля вахтанговцев».

Роль мастера-машиниста с шагающего экскаватора Сергея сыграл Михаил Ульянов, роль электрика Виктора Бойцова - Юрий Любимов.

И опять из той самой рецензии: «Кассирша Валька в жизни не слишком верит в нее, в любовь. Впрочем, это не столько убеждение, сколько манера говорить, стиль рассуждений. Юлия Борисова очень точно схватила эту особенность, отличающую ее героиню, да и вообще тот человеческий тип, к которому относится Валентина. Ужасная боязнь высоких слов, точно тебя принизит, если тебе что-то всерьез понравится.

Понравился фильм, Валька скажет: «Кино было не очень скучное». Задел воображение добрый и дельный человек, с которым свела тебя судьба, Валька с усмешкой заметит: «А он смешной, этот машинист». Когда же для собеседницы даже и в этом замечании просквозит Валькина заинтересованность, а она скажет: «Смотри не влюбись», Валентина фыркнет: «Очень надо!» В таком тоне она говорит и с парнем, которому нравится: не словами, а все словечками: шуточка в ответ на шуточку, ты не всерьез и я не всерьез.

Слушаешь их разговор, и кажется, что слова им нужны, чтобы друг от друга отгораживаться, чтобы не подпустить к себе человека поближе.

Борисова находит множество штрихов, множество Валькиных приспособлений, позволяющих девчонке казаться людям и самой себе самоуверенной, разбитной и неунывающей. Валька все придумала себе — и дерзкую поступь с каблучка, и приветственный жестик (дескать, «наше вам с кисточкой»), и блестящую блямбочку, приколотую к жакету; она придумала всю себя и, так сказать, «живет в образе» «свойской девчонки». И Виктор Бойцов, с которым она гуляет, тоже «живет в образе», ведя себя с Валькой, как полагается «свойскому парню» вести себя со «свойской девчонкой».

В 1960 году была сделана аудиозапись спектакля. А в 1974 году был создан фильм-спектакль. И если роли Сергея и Виктора уже играли Василий Лановой и Вячеслав Шалевич, то кассиршей Валей из продмага была Юлия Борисова. Прекрасный режиссерский дуэт - Борис Ниренбург и Евгений Симонов. Нежная музыка Леонида Солина. В спектакле были заняты Григорий Абрикосов, Евгений Карельских, Елена Коровина, Олег Форостенко, Инна Алабина, Михаил Дадыко, Нина Нехлопоченко, Любовь Корнева.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также