Архитектурный феномен на примере Иркутского музыкального театра

10 ноября 2024

Вице-президент союза архитекторов России, лауреат Государственной премии РФ, заслуженный архитектор России Елена Григорьева рассказала порталу Культура38 о необычных объектах и людях.

театр

Почти у каждого из зданий есть своя история, связанная не только с процессом их создания.

В Иркутске, городе высокой музыкальной культуры и традиций, театр музкомедии когда-то размещался в приспособленном помещении Общественного собрания. В 1960-е годы встал вопрос о проектировании специального здания для музыкального театра. Тогда же среди дефицитов, как выражаются современные урбанисты, в списке насущно необходимых городу новых зданий числились областная библиотека и ЗАГС. Для театра было выбрано место - квартал за Крестовоздвиженской церковью в границах улиц Седова, Коммунаров, Парковой и 1-й Советской.

Началось проектирование, этим занималась большая группа архитекторов института Иркутскгражданпроект. Учреждение было тогда монополистом по всему гражданскому строительству и градостроительному проектированию. В нем работали около тысячи человек. Оттуда вышла целая когорта архитекторов, которые потом возглавляли ведущие проектные институты и мастерские Иркутска.

Градостроитель Вячеслав Воронежский прорисовал главную ось правобережного Иркутска - Байкальский луч, идущий от места основания города через культурный центр до самого жилого района Солнечный и далее.

Из четырех запланированных объектов в конце 1960-х – начале 1970-х был построен ЦНТИ (Центр научно-технической информации), начаты ЗАГС и музыкальный театр. Проект театра, выполненный в специализированном столичном институте, был разработан к 1970 году и по образу совпал с видением Вячеслава Воронежского. 

Авторы проекта музыкального театра – московские зодчие Дмитрий Лурье, Николай Стужин и Александр Кудрявцев. Александр Петрович позднее написал в одном из журналов, что их коллектив тогда бредил архитектурой Финляндии, а именно работами Алваро Аалто, ведущего представителя модернизма в Северной Европе.

Тогда на архитектуру нашего театра оказал влияние структурализм американского архитектора Луиса Кана. Несмотря на «железный занавес» и отсутствие интернета, советские архитекторы-шестидесятники были в курсе прогрессивных тенденций международного стиля.

По замыслу архитекторов, своим образом здание должно было ассоциироваться с музыкой, застывшей в камне, с всплесками и кульминацией, как в нотной партитуре. Таковы были общие представления, которые в процессе проектирования уточнялись и корректировались.

Когда авторы приехали в Иркутск, то были приятно удивлены отношением к их проекту. Здесь не было соперничества, ревнивого отношения к «варягам», которым порой характеризуется нынешняя архитектурная реальность. Помогло и то, что Николай Стужин был однокурсником Виктора Шматкова, который в то время был главным архитектором Иркутска.

Он вспоминал, что «будучи очарованным историческим Иркутском, его барочными храмами, его деревянной застройкой с изумительной резьбой, авторы не пытались внести в архитектуру элементы или художественные ассоциации с этими мотивами». Они стремились, чтобы театр не помешал уникальному силуэту храма, средовой деревянной застройке. Но были убежденными модернистами. И сейчас Александр Кудрявцев уверен в том, что здание несет в себе всё лучшее, что накопила архитектура, и честно отражает дух своего времени.

Проект был полностью готов и согласован со всеми инстанциями, но тут вмешались события государственного масштаба. Накануне Олимпиады-1980 вышло постановление Совета министров, и было заморожено строительство административных зданий и объектов культуры по всей стране. Музыкальный театр и строящееся здание горкома и горисполкома («Дом на ногах») надолго застыли в недостроенном виде. Но театру повезло: в конце 1980-х вернулись к строительству и ввели объект в эксплуатацию.

Здание театра с его крупными формами, облицованное редким в советской палитре отделочным материалом - травертином, заняло достойное место среди доминант правобережья Иркутска наряду с Крестовоздвиженской церковью. 

Интересный факт: в начале 2000-х кто-то из преподавателей архитектурного факультета Политеха запустил среди студентов опросный лист, какое здание современной архитектуры вам нравится больше всего. Первое место в студенческом рейтинге занял музыкальный театр.

Полный текст здесь.

Екатерина Санжиева, Культура38. Фото Александра Князева, 1993. 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также