Леонид Мухин: Есть только МиГ, между прошлым и будущим, или история одной ошибки
11 ноября 2024
Любой человек в России, даже школьник может сказать, что лучшим послевоенным самолетом считался МиГ, но мало кто расшифрует это легендарное название.
Впрочем, первая часть аббревиатуры «Ми» прочно связана с именем Артёма Микояна, а вот за буквой «Г» спрятана загадка. Между тем «Г» - Михаил Гуревич, талантливый авиаконструктор, по некоторым воспоминаниям какое-то время был узником Озерлага.
В этот факт трудно поверить, потому что для «сидения» в лагере ему просто не было места и времени. Да-да, именно. Попробуем разобраться. У меня на этот парадокс ушло лет 20, как же я ошибался…
В начале 50-х годов МиГ-15 считался лучшим в мире. Михаил Иосифович был удостоен пять Сталинских (1941, 1947, 1948, 1949. и 1951) и Ленинской (1962) премий. В 1957 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. Но таковы метаморфозы сталинской политики - будь ты тысячу раз талантливым и сверходаренным, все равно держи ухо востро!
Первое свидетельство лагерного опыта Михаила Гуревича можно найти в воспоминаниях Авраама Шифрина «Четвертое измерение», изданных за рубежом. Я считал, что для конкретного утверждения, для факта нужно опираться на три и более свидетельств.
«Зимой 1955 года в сибирской тайге, на нарах тюремного барака зоны 04 Тайшетского Озерного политического лагеря сидела группа людей в оборванных черных ватных куртках с многозначными номерами на груди и спине...
От меня, работавшего в системе министерства вооружения СССР, присутствующие знали, что Гуревич был арестован в 1951 году вместе с группой подчиненных ему высших офицеров ВВС СССР за «экономическую диверсию и шпионаж», но подробностей никто из нас не знал...
Появилась тетрадь и один из присутствующих в бараке Гефен начал тихо читать о Гуревиче:
- Всю свою жизнь я провел в рядах Красной Армии, начиная с Гражданской войны, где получил два ордена «Красной Звезды», не миновал я и Испании, где мне было присвоено звание Героя Советского Союза.
Гуревич прервал чтение.
- Ты лучше эти биографические данные опусти. Вот отсюда читай, - и он пролистал тетрадь дальше.
- В 1946 году я возглавлял Главное управление вооружения ВВС СССР, и военная разведка поставила меня в известность о том, что в США строят институт для исследования возможностей полета самолета со сверхзвуковой скоростью. Потом доложили, что испытания там начаты. Я сказал об этом Булганину, который в то время был одним из 3-х первых заместителей Сталина и ведал вопросами обороны. Он выслушал меня и ответил: «С жиру они бесятся, эти американцы, ты же знаешь, что наши ученые утверждают полную невозможность сверхзвукового полета!»
Я подождал до следующего сообщения, в котором говорилось, что идут испытания в аэродинамической трубе специальной конструкции, и на очередном совещании у Сталина в присутствии Булганина, но, не предупредив его, доложил всю обстановку. Сталин долго молчал, а потом спросил у Булганина, что тот думает по этому вопросу. Булганин раздраженно отвечал, что нами доказана абсурдность подобных опытов, поскольку при переходе за звуковой барьер самолет сгорит.
Сталин повернулся ко мне и я, хотя и знал, что из этого кабинета легко попасть на расстрел, сказал, что мы должны начать испытания, так как нельзя отставать от США.
Сталин неожиданно быстро решил: «На это деньги есть. Возьми. Сколько надо?»
Я ответил, что заказы пойдут через фирмы нейтральных стран, так как нам стратегические материалы Запад не продает, и надо будет покупать в валюте через Швецию, Норвегию, а поэтому не меньше 100 миллионов уйдет на первый этап испытаний. Сталин велел составить смету, и мы ушли. Булганин при выходе со мной не разговаривал».
Что-то здесь не так
Специалисты по лагерной тематике никогда не считали воспоминания А. Шифрина достоверным источником, соответствующим исторической действительности. При сравнении воспоминаний А. Шифрина с биографией М. И. Гуревича обнаруживаются разночтения: Михаил Гуревич в 1925 году поступил на самолетостроительный факультет Харьковского технологического института. В 1929 году переезжает в Москву и начинает работать на предприятиях авиационной промышленности. В 1937-1939 годах возглавлял бригаду проектирования самолетов И-15, И-16 «Чайка» в ОКБ Поликарпова. С 1939 по 1957 годы Гуревич - заместитель главного конструктора, а с 1957 по 1964 годы - главный конструктор в КБ Артёма Микояна.
5 апреля 1940 года летчик-испытатель Ехатов поднял в воздух первенец нового КБ - истребитель МиГ. Еще не стихли залпы орудий на полях Второй мировой войны, а коллеги Микояна и Гуревича включаются в разработку реактивных самолетов. 14 апреля 1946 года летчик Гринчик совершил успешный полет на первом серийном отечественном реактивном самолете МиГ-9. Мировую славу его творцам принес истребитель МиГ-15. В 1954 году запущен в серийное производство МиГ-19, способный преодолеть звуковой барьер. Затем один за другим следуют всепогодные дальние истребители-перехватчики И-320, Е-150, МиГ-25.
Кроме шести Государственных премий он был кавалером четырех орденов Ленина и многих других правительственных наград. М. Гуревич относился к когорте особо засекреченных специалистов.
Есть в биографии знаменитого авиаконструктора несколько темных пятен, которые могли стать причиной его отправки в Тайшетлаг-Озерлаг:
1. В 1912 году Михаил Гуревич уезжал во Францию, где учился в университет Монпелье. Когда в 1914 году он приехал домой на каникулы, началась первая мировая война.
2. Переехав в Москву в 1929 году он попытался поступить в бюро известного французского авиаконструктора Поля Ришара и сделал это, блестяще сдав экзамен на французском языке.
3. И последнее. В 1936 году Гуревича включили в состав делегации советских специалистов для поездки в США. Он принимал участие в закупке лицензии на производство в СССР американских самолетов «Дуглас ДС-3». Запущенный в производство «Дуглас» выпускался на советских заводах под названием Ли-2 более двадцати лет.
Свидетели утверждают, но сомнения остаются
Нашлось еще два свидетельства пребывания знаменитого авиаконструктора в Озерлаге Иркутской области. Мефодий Волынец с Украины вспомнил Михаила Гуревича:
- Знал я и Шифрина. Это был задиристый, с хорошо подвешенным языком человек, который после 20-го съезда КПСС вечно спорил с нашими воспитателями, подвергался наказаниям. Был порядочным человеком. Он пишет о генерале Гуревиче, одном из конструкторов МИГа. Я лично лежал рядом с генералом больше месяца, у нас была одна общая тумбочка. Михаил Васильевич (?) Гуревич был после тюрьмы направлен на лесоповал. Там ему парализовало правую половину тела. Передвигаться мог при чьей-либо помощи или даже сам с палкой. Он очень любил политические анекдоты, вообще любил поговорить, посмеяться. Но при разговоре у него обильно текли слюни изо рта и он очень этого стеснялся.
Мы подружились с ним, хотя я был всего лишь гвардии рядовой. И мы почти каждый день, если не мешала погода, ходили гулять с генералом во дворе. Я поддерживал его с одной стороны, с другой он опирался на палку. И мы так медленно, по-черепашьи гуляли. Генерал мне много рассказывал из своей жизни интересного, о приёмах в Политбюро, Сталине, Маленкове, Булганине. Потом меня увезли обратно на ДОК. Из 04-ой позже передавали, что генерал умер там, а через неделю пришли документы на реабилитацию.
К счастью, Михаил Гуревич не умер в лагере, о нем вспоминает другой узник Озерлага Алексей Григорьевич Кассандров из Тайшета. В интервью газете «Заря коммунизма» от 3 декабря 1988 года он рассказал:
- На многих лагерных колоннах трассы Тайшет - Лена я монтировал локомотивные электростанции. В связи с этим находился в колонне № 019 в Чуне, № 013 в Вихоревке, № 026 в Анзёбе. В последней колонне содержались бывшие генералы и старшие офицеры Советской армии. У них был особенно строгий режим. Их даже не выводили на работу. В отличие от других у них в бараке не было и радио. В этой колонне я сблизился с генерал-майором Гуревичем. Он поделился со мной своим секретом о том, что написал письмо в ЦК партии, в котором доказывал, что помощник Берии Абакумов - изменник Родины и предатель. Я представлял, чем это грозило автору письма, поэтому отобрал у него письмо и спрятал. А вскоре услышал по радио о разоблачении банды Берии, Абакумова и других. Когда я рассказал об этом в офицерском бараке, то они не поверили, обвинили меня в провокации, пока сами не убедились в разоблачении палачей.
Попытка не пытка
Профессиональный историк, если хочет докопаться до истины, должен как хирург, как следователь, как криминалист, внимательнейшим образом изучить предмет исследования, вглядеться в мельчайшие детали, посомневаться в свидетельствах. Меня тоже грызли большие сомнения по поводу авиаконструктора Гуревича. Однажды без какой-либо надежды на успех я написал письмо в конструкторское бюро МиГа, нашел в Интернете и обратился с несколькими вопросами. Ответ просто шокировал.
Уважаемый Леонид Станиславович!
По Вашему письму сообщаю, что авиаконструктор М. И. Гуревич не арестовывался в 1951 году и никогда не сидел, даже непродолжительное время, в тайшетских лагерях. Кроме этого Михаил Иосифович был человеком гражданским, высших военных учебных заведений не оканчивал и не имел воинского звания генерал-майор, и ему не подчинялась группа высших офицеров ВВС СССР. Об этом свидетельствуют хранящиеся в фондах музейного отдела Инженерного центра Корпорации документы, имеющие отношение к М. И. Гуревичу, в том числе его автобиография.
Также сообщаю, что в 1952 году М. И. Гуревич в числе 19 сотрудников ОКБ стал лауреатом Сталинской премии 1-й степени за 1951 год за работу в области самолётостроения (за создание истребителя МиГ-17). Сообщение об этом было опубликовано в газете «Правда» 14 марта 1952 года. В это время Михаил Иосифович уже возглавлял работы по созданию самолётов-снарядов (крылатых ракет по современной терминологии). В январе 1953 года успешно завершились испытания первой отечественной авиационной противокорабельной системы «Комета», в состав которой входил созданный под его руководством самолёт-снаряд КС. А в сентябре этого же года систему «Комета» приняли на вооружение. В этом же году А. И. Микоян и М. И. Гуревич стали лауреатами Сталинской премии 1-й степени за 1952 год за успешное выполнение спецзадания правительства по указанной теме (публикации не было). Кроме этого в 1953 году М. И. Гуревич был награждён орденом Ленина.
Это другой Гуревич и тоже Михаил
Анализ представленных в присланной вами статье об узниках Озёрлага воспоминаний Авраама Шифрина, Мефодия Волынца и Алексея Кассандрова показывает, что в них речь идёт о крупном специалисте в области авиационного вооружения и боеприпасов генерал-лейтенанте инженерно-авиационной службы Михаиле Васильевиче Гуревиче. Он являлся автором множества книг по вопросам авиационного вооружения, возглавлял Управление заказов вооружения и боеприпасов ВВС КА, а затем 4-е Управление ГК НИИ ВВС, занимавшееся испытанием вооружения. Звание генерала-лейтенанта ИАС ему было присвоено 19 августа 1944 года.
Надеюсь, данная информация, а также приложения помогут Вам внести правильные коррективы в свои исследования.
С уважением, директор департамента информационной политики АО «РСК «МиГ» А. А. Кравченко
Автор: Леонид Мухин, исследователь лагерей Иркутской области
На фото: коллаж с Михаилом Гуревичем, создателем самолета МиГ. Из открытых источников.
Возрастное ограничение: 16+
Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!