09 августа 2022
09:04

С чего начинается Родина?

12 мая 2022

Отмечая дату 9 Мая, принято прославлять подвиг советского воина, делая акцент на истории боевых действий. В музыке и литературе, в живописи и кинематографе. Однако, существует другая категория памятников: они повествуют об ужасах войны, о трагедии, о смерти.

В постоянной экспозиции Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва находится скульптура «Жертва фашизма» работы советского скульптора-монументалиста Исаака Давыдовича Бродского.

Сам автор в годы Великой Отечественной войны был командиром взвода разведчиков, получил звание лейтенанта. Награждён орденами Отечественной войны I степени и Красной звезды, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Уже после войны в 1952 году окончил Московский институт прикладного и декоративного искусства.

Скульптура И. Д. Бродского «Жертва фашизма» поступила в Иркутский художественный музей в 1974 году. Она явилась этапом работы над созданием композиции для Мемориального комплекса «Ксты», открытого в 1985 году, к 40-летию Великой Победы. Найденный скульптором трагический излом человеческого тела, горящего заживо, безвольно падающего на землю, вызывает самые сильные чувства…

Должен вызывать. Но вот на практике… Эту скульптуру, пожалуй, можно отнести к самой копируемой посетителями. Людям почему-то кажется забавным передразнивать падающий силуэт и в таком виде фотографироваться на память. Причём реакции детей зачастую бывают более деликатными. Их непременно интересует скульптура, но после пояснений, в чём смысл, отношение меняется на серьёзное и уважительное. Со взрослой категорией посетителей сложнее – вопросов они не задают, этикетку прочитать не удосуживаются…

В процессе творческих поисков наиболее выразительного образа Бродский в итоге остановил свой выбор на фигуре матери с младенцем, воздевшей руку к небу, бессильно опускающейся на пол горящей избы. В силуэте окончательного варианта памятника видна непосредственная связь с более ранним иркутским вариантом.

Мемориал «Ксты», Пеновского района Тверской области – единственный в России, установленный на месте полностью сожженной немцами русской деревни, стёртой с лица земли. В октябре 1941 года она была оккупирована немецко-фашистскими войсками. 9 января 1942 года, за день до освобождения этих мест 4-й ударной армией генерала А.И. Ерёменко, эсэсовцы дивизии «Мёртвая голова» заживо сожгли 78 жителей трёх деревень (самому младшему было девять месяцев).

5 мая 1985 года, к 40-летию Победы, на братской могиле, где покоятся останки сожженных людей, открылся мемориальный комплекс «Ксты», центральной композицией которого является памятник, созданный скульптором Исааком Бродским и архитектором Игорем Покровским. На мраморной плите
у памятника высечены слова:

«Помните люди! Здесь, на этой многострадальной земле, 9 января 1942 года фашистские захватчики, отступая под натиском доблестных советских воинов, в бессильной злобе полностью уничтожили деревню Ксты, расстреляли и сожгли всех жителей – стариков, женщин, детей».

Но вот вопрос: как люди могут помнить то, о чём не хотят знать? Почему-то к понятию патриотизма сейчас принято относить активные действия, направленные на прославление государства. Однако, почему бы таким людям не начать проявление патриотизма с соблюдения чистоты улиц? Собственных улиц, кстати! С уважения к своей культуре, к чистоте родного языка? Так просто. Но, увы, пока невыполнимо.

                                                     Мария Моженкова, искусствовед

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также