Сергей Перевозников: Не разделяю радостного ажиотажа вокруг новых судов на Байкале

Сергей Перевозников
Сергей Перевозников
16 февраля 2022

"Глагол" на прошлой неделе сообщал, что самое большое в России судно на воздушной подушке отправилось в первую туристическую экспедицию по льду Байкала. Однако не все так позитивно воспринимают данную новость. "Экспертный клуб" взял слово у известного предпринимателя, общественного деятеля Сергея Перевозникова:

"Я вот не разделяю этого радостного ажиотажа вокруг новых судов на воздушной подушке на Байкале. Как ты любил, ты погубил, но погубил так неумело.

Эти лодки едут быстро и в любом направление. Гораздо быстрее, чем мозги пользователей понимают, куда они приехали, где живут. Всё как в любимом вопросе тинейджеров: что вообще происходит?

Инструмент у тинейджера вырос, а, представьте, ни внутренних, ни внешних ограничений нет. Любовь будет или сплошное изнасилование?

Есть бухточка между Листвянкой и Большими Котами. Летом там катера разные подходят штук по пять-десять в час, стоят пачками у "пляжика" длиной в двести метров. Орды туристов совершают променад вдоль берега и друг друга, "прикасаясь" к Байкалу. Профанацией они занимаются - ни любви, ни погружения, одни фрикции под шум музыки и свежий, слава богу, воздух.

На Байкале надо пожить. Почувствовать. Подышать. Помолчать. Погрузиться. Устать. Понять масштаб. Силу. Опять офигеть, уже глубже. Принять. А так…

Потребление услуги и галочка в реестре тех мест, где надо побывать.

Сначала это "побывание" случалось летом, где мы конкурируем со всем миром, а не зимой, когда весь мир не может конкурировать с этими огромными ледяными пространствами. Теперь это будет не только летом и главное, не только вблизи портов и баз с подъездными дорогами, а из-за скорости подушек, по всему Байкалу.

Долетели, под гул, как в самолете, высыпали на лед. Ух ты! И селфи.

- Я на Байкале (в Рязани, Татарстане, Доминикане, Уругвае, Парагвае – какая разница? Главное зачекиниться). Прилетели – чик-чик, улетели.

- Круто!

- А расскажите про Байкал?

- Миллионы лет назад…

- О, как долго, а можно покороче?

- А здесь еще и нерпы есть!

- Прикольно! А где?

- Поехали! В родильный дом!

- Ура! Я на Ушканах! В торосах!

- А можно, где никого нет?

- Можно! И Трэкол вам в придачу, тот еще и на берег куда хочешь заедет! Эти машины на больших шинах, пневматике, в отличии от судов на воздушной подушке еще и вездеходны. Фигачим на удачу.

А что вы ждете от квалифицированного потребителя? Глубокого погружения, чинопочитания и осознания? Требований три – прикол, комфорт и безопасность.

А из-за безопасности еще и обычным авто выезд на лед запретили. Те хоть, к счастью, не могли везде ездить, очко-то не резиновое, сезон был короче и одновременно из-за скорости и чувства опасности позволяли понять если не сакральность, то мощь и масштаб Байкала, ощутить себя не царем природы, а её уязвимой частью. И одно-два ЧП в год хорошо отрезвляли и держали в тонусе, простите за цинизм, но это жизнь. И сдерживали потоки, а те, кто ехал, понимали и проникались. И возвращались. Потому что полюбили.

Вначале едут романтики, потом все юзают циники. Одним - преломление солнца на льду, другим -  вседозволенность и где здесь туалет? И дождутся, наставят. На льду. Через пять километров. Приехали прикоснуться к живому, большому и нечастому, а тут синие домики и безопасность. Нафига тогда вообще вам Байкал нужен? Поставьте посредине карьера или истринского водохранилища туалет и гоняйте вокруг него. И экстрим, и кайф, и комфорт и безопасно и ехать не надо.

А еще МЧС сейчас топит за движение судов на воздушной подушке без ограничений, главное - безопасность клиентов. Не Байкала, не местных жителей. Как ты любил, так погубил...

Как можно не то что полюбить, а понять, почувствовать то, что ты просто потребляешь и губишь в процессе потребления?

Мало китайцы подали пример что может быть, когда орды и без правил, а теперь будут еще и везде? Круглый год. После них в номер заходишь как в пекинскую чифаньку, воздух хоть палочками ешь. Ковид отсрочил, но мы себе новый самострел найдем, не поняв намека, достаточно грубого, на ущербность такого подхода.

Может надо к чему-то как к капиталу относиться, который берегут, сохраняют и приумножают, а не как к ресурсу, как малолетка с выросшей дубиной, но без царя в голове – подавай новинку, а какие последствия нас думать не учили?

Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам. Нам надо все разложить, показать, комфортно и безопасно. И вот подушки и Трэколы сделают это. Разложат, доставят и покажут. Не вспотеем и не замерзнем, все будет быстро и технично. Акт потребления турпродукта. И еще одно окно Овертона и еще один писец.

Зачем нам в северной природе пляжный подход? Миллионы людей - это не миллиарды денег, а миллиарды затрат, миллиарды хлопот и выжженная земля, исчезновение объекта вожделения в момент его потребления. Судно на воздушной подушке как кот Шредингера.

А Байкал субъектен и географически, и климатически и метафизически и простите, духовно. Я - поборник прогресса, и я за туризм. Но перед тем, как делать, надо подумать, зачем делать, что хотим получить. А то потом опять будем виноватых искать и не среди себя.

Мы-то – боги. И за безопасность. И за комфорт. И за деньги на территорию. При нашем горизонте жизни, а потом хоть трава не расти, главное, что на наш век хватит ресурсов и клиентов. Не готовы, в массе своей наши мозги к этому. Ни местные, ни приезжие".

"Глагол" приглашает к продолжению дискуссии. 

Возрастное ограничение: 16+

Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также