Издательство «МИФ»

Олег Пермяков: искусство не должно быть политически злободневным

Провожать осень и встречать зиму в Иркутском академическом драматическом театре имени Н. П. Охлопкова собираются премьерным спектаклем. Зрителям представят комедию «Лекарь поневоле» по пьесе французского комедиографа Жана-Батиста Мольера. Специально для интернет-журнала «Глагол. Иркутское обозрение» режиссер спектакля – Олег Пермяков - рассказал о Тайне Театра, мольеровском смехе и главной проблеме ХХI века.

Иркутский зритель знает заслуженного деятеля искусств России, доцента кафедры Алтайского государственного института культуры Олега Пермякова по постановкам «Поминальная молитва» Григория Горина, «С любимыми не расставайтесь» Алексея Володина, «Соло для часов с боем» Освальда Заградника, «Хозяйка гостиницы» Карло Гольдони, «Елизавета Бам» Даниила Хармса, «Закат» Исаака Бабеля. В этот раз он приехал из Барнаула для работы над спектаклем «Лекарь поневоле» по комедии Жана-Батиста Мольера.

- Чем обусловлен выбор пьесы для постановки?

- «Лекарь поневоле» с момента ее появления на свет – с 1666 года – не теряет своей актуальности. Сегодня, как и тогда, в мире – переизбыток лжи, обмана, самонадеянности, глупости и чуши. Всего того, что подвергается осмеянию у Мольера. Пьеса привлекает меня и сюжетным ходом, и легкостью, и настоящим юмором, не затрагивающим темы материально-телесного низа, чем грешат множество спектаклей, фильмов и шоу в ХХI веке. К тому же в 2020 году исполнится 400 лет со дня рождения драматурга, и это ли не повод обратиться к его литературному наследию?

За четыре века его пьесы так же популярны, понятны, просты и сложны одновременно. Мольер предлагает невероятно сложные и смешные обстоятельства в своих комедиях. Возьмем, например, «Тартюфа» – это жестокая пьеса, которая высмеивает такую безнравственную черту человека, как спекуляция на уровне Господа Бога. А если говорить о пьесе «Мизантроп», то там высмеивается нежелание уважать интересы другого и мириться с теми, кто находится рядом.

- Что хотите отразить в спектакле?

- Историю человека, который волею случая оказался не на своем месте. Этот человек – Сганарель – очень сообразительный. Он этакий французский Петрушка – персонаж комических пьес, способный выпутаться из любой истории, в какую бы ни попал. Сганареля принимают за Великого лекаря, оказывают почести, им восхищаются, у него просят помощи. И с этого момента в нем начинают борьбу два человека. Один желает быть прохвостом и получить для себя выгоду, другой – совершить доброе дело, дать возлюбленным Люсинде и Леандру соединиться. В итоге Сганарель выбирает второе, он помогает этой любви. Значит, в нем есть человечность, сочувствие, душевная теплота, от которой захватывает дух.

«Поневоле» – вот это и есть загадка. Всегда найдутся разные Сганарели с отрицательными помыслами. Такие не переживают ни о чем, для них цель – собственная выгода – всегда оправдывает средства. А есть те, кто руководствуется долгом, нравственностью, моралью. Поэтому всегда будет борьба света и тьмы, жизни по совести и жизни ради наживы. Как и между людьми, так и в душе человека. «Лекарь поневоле» представляет историю о человеческой глупости и обмане. Над ними можно издеваться, глумиться, а можно принять тот факт, что и обман может быть во благо. И зачастую разобраться, где за обманом сокрыта корысть, а где – искреннее желание помочь – очень трудно.

- Каким должен получиться спектакль по своей тональности?

- Безусловно, мажорным. Спектакль по пьесе Мольера в любом случае не должен погружать человека в уныние, угнетать и в очередной раз напоминать о трудностях жизни. Он должен быть легким. А вот секунды прозрения, размышления о правде, лжи, истине, подхалимстве, предательстве должны быть очень яркими и резкими. Но в любом случае спектакль должен быть смешным. Если мы имеем дело с комедией, то в зале важен смех. Когда его нет, значит, режиссер не угадал ни с актуальностью пьесы, ни с приемами игры.

- «Лекарь поневоле» будет классической постановкой? Или современной?

- Театр ХХI века довольно условен, и уже сложился стереотип, что работа над классической постановкой предполагает максимальную приближенность к эпохе, о которой он рассказывает. Постараемся придерживаться золотой середины и взять что-то и от классики, и от современности, чтобы изображать героев по-мольеровски нелепо, глупо и наивно. Не будет четкого следования классицизму, как не будет и джинсов. Над костюмами работает Оксана Готовская. Она шьет современные наряды с элементами других эпох, оксюморонность которых призвана увеличить комизм и настроить зрителей на особую тональность.

Не стоит забывать, что изначально и театр Мольера, и театр Шекспира работал без декораций. У нас будет пустая сцена со звездным небом, чтобы подчеркнуть единство человека перед вселенной, не важно, где и когда он живет, ведь существуют общенациональные и вневременные темы и проблемы. Над созданием сценического пространства работает художник-постановщик – заслуженный деятель искусств Александр Плинт.

- К чему приготовиться зрителю?

- К тому, что будет смешно. Мы создадим тот коктейль, который будет понятен и знаком каждому. Главное, чтобы люди смеялись над комичными ситуациями и над историей в целом. Искусство не должно быть политически злободневным. Это не наша задача. Театр на все времена не обличает, не высмеивает, а показывает, забавляет зрителя теми человеческими нескладностями, которые были, есть и будут.

- Сколько по времени займет работа над спектаклем?

- Два месяца. У актеров есть в их арсенале так называемый «момент накопления». За это время каждый должен собрать воедино всю информацию, которая позволит раскрыться в роли – и о персонаже, и о сюжетной структуре, и об особенностях комизма, и об эпохе. И при этом, чтобы спектакль по пьесе Мольера остался спектаклем по пьесе Мольера, нужно сохранить первозданность и легкую импровизационность. А импровизация в театре – это самое сложное. Здесь, сейчас, искренне, правдиво, органично. Так, чтобы зритель воскликнул: «Боже! Как это правдиво! Как легко и запросто!». Вот это «запросто» и есть Тайна Театра, ее мы и постараемся представить.

Светлана Шевченко, Глагол. Иркутское обозрение

Премьера спектакля «Лекарь поневоле» состоится 29 ноября 2019 года. Узнать о наличии билетов можно в кассах Иркутского академического театра имени Н. П. Охлопкова и на сайте.

Фото Анны Исламовой, Анатолия Бызова


Aliexpress WW

17.10.2019

Театральная жизнь