Иркутские истории Валентины Рекуновой

23 ноября 2024

Известный писатель, журналист, автор книжной серии «Иркутские истории» Валентина Рекунова в интервью порталу «Культура 38» рассказала о своем издательском проекте.

валя

Глагол38 публикует отрывок из большого интервью.

- Когда читаешь главы «Иркутских историй», создаётся ощущение, что это художественная проза. Настолько каждый персонаж наделён своим характером, речью, какими-то особенностями… Для вас архивные записи являются лишь основой, вы художественно переосмысливаете персонажей и ситуации?

- Источники, на которые я опираюсь, достаточно узки, пристрастны и специфичны. Это старая периодика и мемуары. В газеты попадали разные, всегда очень яркие персонажи – пассионарии. Их энергия не растрачивалась к моменту физической смерти, тем более что в пору трёх революций и трёх войн мало кто не умирал преждевременно. Вот к этим нерастраченным энергиям я и апеллирую в стремлении оживить прошедшее время. 

Если персонажи сквозные, то есть проходят через несколько книг, к ним прикладываю особенно много усилий, и тогда проявляется подмеченный вами художественный эффект. Он рождается не от богатства авторского воображения, а от полноты и насыщенности использованного газетно-мемуарного материала. А он тем обширней и полнокровней, чем дольше развивается проект. От тома к тому растёт эффект авторского присутствия в описываемых событиях.

- Каковы ваши отношения с героями? Кто ваши любимые персонажи и почему?

- Большинство моих персонажей - это реальные люди, поэтому в конце каждого тома «Иркутских историй» помещается указатель имён. Если же персонаж активно действует в тексте, но отсутствует в именном указателе, значит, это собирательный образ. Но и он живее живых, потому что зародился в недрах газет, ими взращен и тщательно прописан. Страстно люблю мемуары, напитываюсь их атмосферой, но героев их приглашаю к себе нечасто. Главным образом выбираю тех, кто не «записан» другими авторами и даже вовсе ни с кем из них не знаком. Такие воспоминания не нужно искать, они сами падают на голову, и ровно в такой момент, когда в них появляется необходимость. Вот вам пример. Выйдя на пенсию, иркутянин Михаил Фёдорович Пухнаревич принялся за воспоминания. Наполнил четыре тетради своим детством и юностью - и остановился. С неожиданным ощущением, что главное сказано.

Записки полвека пролежали в столе, надёжно скрытые толстым слоем газет. А обнаружили их во время ремонта и в тот самый момент, как мы сблизились с дочерью Михаила Фёдоровича - Лидией Михайловной. Михаил Фёдорович стал героем двух глав и одним из любимых персонажей. Как и иркутский полицмейстер Василий Адрианович Бойчевский, управляющий губернией Павел Дмитриевич Яковлев, правительственный инструктор по пчеловодству Пётр Григорьевич Измайлов. Они не совпали по времени, а то «натворили» бы много хорошего. Иркутск такой город, который нужно встряхивать время от времени, чтобы не погружался в надуманные междоусобицы.

- Как бы вы определили суть писательства? И в чём его отличие от журналистики, эссеистики?

- На стыке XIX и XX века были часто употребляемы такие наречия, как «решительно» и «натурально». Говорили: я решительно возмущён, я натурально не понимаю. А теперь в ходу «КАК БЫ», и у нас очень много как бы фотографов, как бы художников, как бы писателей. Писателями считают, к примеру, авторов напечатанных книг, хотя для появления такой книги достаточно принести в типографию текст и деньги. А для некоторых «писателей» не требуется даже этого. 

Я недавно разговаривала с членом одного из союзов писателей, у которого ни одной книги, ни одного рассказа, а только газетные публикации. Вот почему я чувствую дискомфорт, когда меня называют писателем. У меня до сих пор действует прививка, полученная ещё в девятом классе, когда подписалась на «Литературную газету» и узнала, как много, как страшно много в нашей стране писателей. 

Я решила, что намного полезнее делать жизнь лучше с помощью журналистики. Правда, в 36 лет написала-таки рассказ, а в 42 - книжку сказок, а после 50 - книжку пьес. Но, конечно, не стала считать себя ни драматургом, ни сказочницей, ведь все эти тексты написаны вынужденно: героиня рассказа неотступно преследовала меня, каждый прожитый день стал раскладываться на диалоги, а сказки послужили соломинкой, за которую ухватилась в больнице перед решающей операцией.

Полный текст интервью здесь. Фото из личного архива автора. 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также