Усть-Ордынскому всаднику исполнилось сорок лет
17 ноября 2019
Когда дорога оставляет за собой последние дома поселка Усть-Ордынский, глазам открываются степные просторы, а чуть в стороне от дороги вдруг возникает скачущий всадник.
Он останавливает коня и осматривает степь, спокойно и тихо лежащую перед ним, мирно пасущиеся стада коров. На земле - покой, зеленеет трава, поют в синеве жаворонки, человек счастлив.
Журналист "Восточно-Сибирской правды" Светлана Верещагина летом 1979 года специально ездила в Усть-Ордынский округ, чтобы увидеть большую скульптуру бурятского всадника на коне.
Самому известному всаднику в Иркутской области исполнилось сорок лет. Это скульптура по проекту Евгения Скачкова была установлена при въезде в административнвй центр Усть-Ордынского Бурятского округа. Скачков приехал с Урала на строительство Красноярской ГЭС. В Красноярске он познакомился с известными мастерами Виталием Левашовым и Юрием Ишхановым. В 1976 году на выставке в Томске художник Аркадий Вычугжанин пригласил Скачкова в Иркутск - мол, без работы не останешься, у нас нужны скульпторы.
Работа над "Всадником" была очень трудной и шла достаточно долго. Началось все со сметы, которую неправильно составили. Евгений Иванович как-то рассказывал в одном из интервью, что стоимость памятника по смете составляла 12 тысяч рублей, а точная сумма должна была быть в восемь раз больше - 94 тысячи: "Я подсчитал, и получилось, что мой месячный заработок составлял 20 рублей, когда средняя зарплата в то время была 120. Сметчики ошиблись не только в общей стоимости, но и в объемах материала. Мне выдали арматуру объемом 600 кг, а по факту ушло 11,5 тонн. Пришлось самому доставать арматуру".
Тогда мастерская скульптора располагалась в гаражах дорожников в Малой Топке: "В своей мастерской я не мог работать, не позволяла высота потолка. В Топке высота гаража была под семь метров, и то, когда "Всадник" был готов, он практически упирался в потолок.
Глину для работы Евгений Скачков копал сам на карьерах, ведь сначала был сделан глиняный колосс в натуральную величину, на которую ушло около 30 тонн материала. Потом следовала отливка из арматуры и железобетона.
Первоначально "Всадник" был на другой лошади. Об этом мало кто знает, но Скачков задумал посадить конника на монголку (монгольский вид низкорослой лошади). Но один из членов художественного совета, Эльвира Матханова, настаивала на том, что конь должен быть классическим: "Я же сделал что-то среднее между монгольской и классической лошадью".
Споры с Матхановой у автора были жаркими. Например, он возник и из-за головного убора конника. Женщина утверждала, что шапку нужно делать с острой верхушкой, хотя предполагается, что у эхиритских бурят были круглые шапки. Худсовет постановил создать круглый головной убор, что скульптор и сделал. Когда "Всадник" был посажен на конь без узды, вмешался первый секретарь Иркутского обкома КПСС Николай Банников: "Если узды не будет, я тебя сниму с работы".
Так произошло еще одно отклонение от первоначальной модели. Наконец спустя два года худсвет принял работу. Еще изменили и цвет памятника изменили (с темного на серебристый), потом и и место установки. Но Евгений Иванович вспоминает процесс с теплотой: "Когда делаешь формы, поступаешь как тебе удобно. Я в первую очередь отливал ноги, а потом остальные части скульптуры. Всего было семь частей. Внутри конь пустой, ведь я изнутри собирал, варил и заливал части памятника. Это необходимо еще и для того, чтобы периодически осматривать состояние "Всадника".
Заказ на изготовление усть-ордынского всадника поступил от "Иркутскавтодора". Тогда была разработана серия скульптур-визиток для населенных пунктов по Качугскому и Александровскому тракту. Скачков разработал еще проекты скульптур для Урика и Оёка, но реализовать удалось только усть-ордынский проект.
В одном из интервью Евгений Скачков рассказал, что основной смысл скульптуры показать единство человека и природы. Отсюда и решение, что голова коня слегка повернута к человеку, а рука человека тянется к голове животного. Они свободны друг от друга, но в то же время едины.
По прогнозам автора, всадник может легко простоять сто лет, если за ним ухаживать и каждое десятилетие тонировать.
По материалам Окружной правды и Этнополиса
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!