19 мая 2022
01:08

Среда Петрова № 13 (135)

19 августа 2020

Ушел Николай Губенко. В последние годы мы слышали о нем только как о депутате Московской городской думы. Но ведь были и другие времена, когда фильмы с его участием смотрела вся страна, а в день 19 августа, когда ты вспоминаешь только события 1991 года, нельзя не упомянуть Николая Николаевича как последнего советского министра культуры.

О Губенко иркутские газеты писали еще в шестидесятые. В 1965 году вышла небольшая заметка о фильме «Мне двадцать лет», в котором он играл одного из главных героев – Николая Фокина, который оказался беспомощным перед другим человеком: «те, кому двадцать лет, в жизни гораздо ярче, сильней, многогранней, они умеют не только задумываться, но и создавать». В 1968 году директор усть-кутского кинотеатра «Тайга» Раиса Бутырина на страницах «Ленского коммуниста» выделяла его роль Николая Блюхера в фильме «Пароль не нужен». Это картина о двух героях времени Дальневосточной республики – Павле Постышеве (играл Михаил Федоров) и Блюхере, а также разведчике Исаеве (Родион Нахапетов). «Восточно-Сибирская правда» писала, что Губенко смог показать тридцатилетнего Блюхера с истинной правдой, «которой не просто веришь, а которую понимаешь. Любой поступок его героя логически и эмоционально соответствует природе его характера, возраста, условий. Его Блюхер – это прежде всего очень одаренный по природе человек, верный сплав чуткого аналитического ума и пылкого темперамента, способного на отчаяние и даже удальство».

Газета «По заветам Ленина» Аларского района в 1969 году опубликовала фотографию Губенко, который играл главную роль в фильме «Директор» по сценарию Юрия Нагибина. Его роль – директор Алексей Зворыкин, настоящий руководитель большого советского хозяйства, и сельчане принимали его за своего, сравнивая со своим руководителем.

Фильм 1972 года «Пришел солдат с фронта», где Губенко выступил в качестве постановщика, сначала должен был иметь другое название – «Повторение пройденного». Для Губенко и сценариста Василия Шукшина фильм играл знаковое значение – военная история должна была выглядеть естественной в мыслях и чувствах всех героев. Для Губенко это был режиссерский дебют, поэтому Совкино подготовило картине большой промоушен (говоря современным языком), поскольку сразу в нескольких номерах «ВостСибправды» публиковались большие статьи о нем.

А еще был фильм «Если хочешь быть счастливым» 1974 года, где Губенко исполнял главную роль вместе со своей супругой Жанной Болотовой. 1977 год – весь Иркутск смотрит фильм «Подранки» про детей-сирот, где Николай Губенко выступил и автором сценария, и режиссером, пригласив на главные роли Романа Быкова, Евгения Евстигнеева, Юазиса Будрайтиса и, конечно, Болотову. Фильм, который представлял советское кино на международном фестивале в Каннах.

Фильм 1988 года «Запретная зона» был отнесен московскими кинокритиками к «разряду художественных исследований высокого ранга». Фильм борется против духовной разобщенности людей, против казенщины и показухи, демагогии и потребительского отношения к государству и обществу».

Интересно, чтобы сейчас сказали о картинах Губенко современный зритель, особенно тот, который почти пять месяцев не был в кинотеатрах из-за пандемии и отвык от большого экрана.

Когда Николай Губенко был назначен министром культуры СССР, это был 1989 год, в Малом Голоустном прошел большой семинар работников культуры. Это был не просто разговор чиновников с мест, это был срез того культурного пласта, который, как нам казалось, всегда был на высоком уровне: «За много лет работы ни разу не получали ни стола, ни стула, поэтому странно читать о заграничных командировках и венгерских гарнитурах». «Да я каждую пятерку, чтобы открытку купить, хожу к председателю и уговариваю». Все, что было у тех сельских женщин, которые всю жизнь проводили культуры в массы – старые холодные помещения, скудость библиотечной мебели, невозможность приобрести музыкальную аппаратуру, мизерные оклады, жилье без элементарных удобств. Но они трезво оценивали ситуацию и продолжали работать, показывать фильмы, в том числе, и с участием еще не министра культуры, потому что считали, что если пустить на самотек работу, то лучше не станет.

Любой разговор о киноактере всегда заканчивается анализом отрасли в те или иные годы. Кино играет важную роль в нашей жизни, где бы мы его не смотрели. Обратил внимание, что после смерти большого артиста мы все чаще начинаем возвращаться к фильмам той эпохи, забывая о политических пристрастиях, порой совсем печальные высказывания и истории непонимания. Наверное, и нынешняя история будет такой же, ведь в ней не будет ничего из девяностых и двухтысячных. Наверное, об этом напишут позднее. Такая сегодня «Среда Петрова».

                                                        Алексей Петров, историк

Использованы материалы информационного ресурса «Хроники Приангарья»

Читайте также