75 лет назад иркутскому трамваю дали "зеленый" свет
23 мая 2020
Семьдесят пять лет назад, 23 мая 1945 года, исполком Иркутского областного совета принял решение о строительстве трамвая в Иркутске.
За месяц до этого, 24 апреля, Совет народных комиссаров СССР утвердил заказ на организацию трамвайного движения, выделив из госбюджета 9 млн рублей. 26 мая газета "Восточно-Сибирский путь" сообщала, что в ближайшее время начнется строительство трамвайных путей по улице Депутатской длиной 9,5 км, трамвайного парка и мастерских.
Уже июле сорок пятого началось строительство трамвайных путей от почтамта на улице Степана Разина до железнодорожного вокзала. Весь город принимал в этом самое активное участие. Предприятия направляли свой транспорт, рабочие и служащие устраивали воскресники. Было создано управление трамвайного строительства, которое оформило заказ иркутским архитекторам. Управляющий иркутским трестом "Облпроект" Шастин рассказывал, что архитекторы с большим интересом в нерабочее время и бесплатно оказывали консультации строителям.
А вот контора Гражданстроя, которая отвечала за строительство нового для города транспорта, все время получила "неуд" от журналистов и горожан. То машины конторы использовались для каких-то иных целей, как, например, вывоз золы от бараков, то ходили с грузом в 300 кг вместо положенных трех тонн, то делали один рейс вместо назначенных восьми.
Первую очередь трамвая должны были запустить 1 ноября 1946 года, но, как говорится, не успели. Работы вышли из плановых показателей еще весной сорок шестого. На строительную площадку должны были завести 80 тысяч тонн материалов, 3 600 тонн песка, 4 000 тонн бутового камня, 1 млн кирпичей, большое количество гравия, цемента, пиломатериалов. Однако в середине марта можно было наблюдать лишь 170 тонн камня, 1 338 кубометров песка и 148 тысяч кирпичей.
По решению Иркутского обкома партии был создан комитет содействия строительства трамвая. Он потребовал усиления работы транспорта, установил график, выбил дополнительно машины - до тридцати штук в будние дни и ста - в выходные. Однако график все равно не соблюдался. Так, 12 марта работали всего семь машин, 13 марта - восемь, 14 марта - 11.
Укладка пути также шла с опозданием. Не было квалифицированных рабочих (профессор Сергей Кузнецов рассказывал, что к строительству трамвая были привлечены, в том числе, и японские военнопленные), вместо положенных по штату 56 человек, на работу выходили не более 25-30. "Восточно-Сибирская правда" сообщала, что не было необходимых условий для работы, а частые простои объяснялись отсутствием транспорта и материалов. Электроподстанцию обещали построить к 31 декабря 1945 года, затем - к 1 февраля 1946 года, однако и эти обещания остались одними обещаниями, поскольку к марту не было сделано и трети того, что должны были сделать.
Строители особой строительно-монтажной части обещали к 1 февраля 1946 года завершить копку котлована и установить тридцать опор трамвайной сети, но работа началась еле-еле к апрелю. Завод имени В. Куйбышева не в срок изготовил детали стрелочных переводов радиуса 50-Р. Восточно-Сибирская железная дорога, будучи крупнейшим подрядчиком, должна была срезать и углубить существовавший откос от Ангарского моста до вокзала, уложить каменную стену, а на ней - тротуар, но так же задержала все работы на несколько месяцев. Управление дороги должно было к весне 46-го построить у вокзала поворотное трамвайное кольцо, но не подготовило к времени сдачи объекта даже бумажный проект. Алзамайский стрелочный завод не выполнил заказ на стрелочные переводы. Завод имени Сталина не торопился с изготовлением металлических опор трамвайной сети.
Введение трамвая в Иркутске стало под большим вопросом. Но партия рапортовала, что введение новых видов транспорта в городе увеличит пассажирские перевозки к 1950 году на 70 %. На помощь пришли трудящиеся. Строительство трамвая стало настоящей народной стройкой.
Летом 1946 года работа активизировалась. Активно работали военные (без армии, как вы понимаете, никуда), которые за день отрехтовали двести погонных метров пути, выбросили из траншеи 262 кубометра гравия и подняли 150 метров пути. Особенно отличилась бригада командира Пузачева, которая трехтонную машину загружала гравием всего за три минуты. Водители Мильх, Белых и Красавина (автосборочный завод), Артемцев (дрожжзавод) делали за день до восьми - десяти рейсов, а вот некоторые товарищи и здесь лоботрясничали. Мальцев (трест столовых), Шереметьев, Шеффер и Соколов (главтрест) получили талоны и 25 кг горючего, но после второго рейса исчезли в неизвестном направлении.
9 июня 1946 года на работах по строительству были задействованы 54 машины. Военные вывезли с берега Ушаковки на Депутатскую 400 кубометров гравия, с кирпичного завода на строительство трампарка - 35 тысяч кирпичей, с вокзала - 35 рельс.
А еще, бывало, не приходили начальники на работу. 27 июля семьдесят человек в течение двух часов ожидали начальника работ и инструменты. Случайно появившийся руководитель дорстроя Макаров на "глазок" раздал поручения, в результате чего одна бригада выполнила свою работу на два часа быстрее, чем вторая, причем количество работников в них отличалось в три раза.
В докладе "Иркутская область в первой послевоенной пятилетке" член совета при иркутской областной плановой комиссии В. Немцев заявил, что до конца 1946 года первая линия трамвая будет построена, а в 1946-1948 годах появится и вторая линия. "Трамвай можно строить быстрее", - подбадривал всех в одном из интервью главный инженер трамвайного строительства при горсовете Менделеев.
Председатель иркутского горсовета Александр Рудаков весной 1947 года стал депутатом Верховного совета РСФСР. В его программе говорилось, что одним из успехов развития города стало строительство трамвая. 20 июня 1947 года горисполком создал коммунальное предприятие "Иркутский трамвай". Первый трамвай прошел 3 августа 1947 года на однопутном участке "Центральный рынок - железнодорожный вокзал" протяженностью 4,5 км. Этот день и считается днем рождения иркутского трамвая. Но это уже другая история.
Алексей Петров по материалам "Хроник Приангарья"
Фото из архива Иркутскгортранса
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!