Издательство «МИФ»

Хомутовская "Милаша" вошла в топ-8 студенческих предпринимательских проектов страны

Много ли вы знаете молодых людей, которые обучаются во ВГИКе, а вечерами разводят коз? В Иркутской области есть один такой увлеченный человек. Никита Россов - не только студент, но и предприниматель. Недавно его проект создания собственной сыроварни "Милаша" вошел в число лучших студенческих предпринимательских проектов страны. Журналист "Копейки" Наталья Федотова поговорила с героем нашего времени, а "Глагол" не смог остаться в стороне, тем более, что летом прошлого года мы уже знакомили с ним своих читателей.

- Заявки на конкурс подают именно люди, которые учатся в вузах и одновременно занимаются предпринимательской деятельностью. В этом году со всей страны подали около 800 заявок, и лучшие были отобраны в ТОП-8. Я был единственным представителем сельского хозяйства и в итоге получил приз зрительских симпатий. А победитель один - ему достались денежная премия и возможность представлять Россию на международном финале.

- Чем этот конкурс помог тебе?

- Я даже не ожидал, с каким уровнем там столкнусь. Ну вот какая ассоциация приходит на ум, когда говорят "студент-предприниматель"? Ничего серьёзного, да? А я встретился там со сверстником, который занимается IT-инновациями и работает с электронными системами банков. С владельцем медицинской лаборатории. С основателем сети школ софт-скилс - популярного нынче движения по развитию у молодёжи навыков коммуникации, лидерства, финансовой грамотности; этот парень и занял первое место. То есть уровень конкурентов высок! И сам факт, что мне удалось туда попасть, ещё раз доказывает, что в Иркутской области есть потенциал для развития, а фермерское хозяйство может быть не только благородным, но и финансово устойчивым предприятием.

Сама премия пришла с Запада, и в этом огромный плюс для всего российского бизнеса. В Европе кардинально отличаются система оценки и подход к предпринимательству. Там смотрят не на отчётность по цифрам - чем, не секрет, грешит наша система, а прежде всего на личность. Там важно, чтобы бизнесмен приносил в мир больше хорошего и доброго, помогал своей деятельностью людям, обществу, природе. В Германии мне рассказывали о бережном отношении к животным. Они реально в это верят и говорят: я не хочу производить сыр, если у меня козы в клетке метр на метр живут! В развитых странах исходят из того, что государство не может все свои функции выполнять в одиночку. И значит, общество, особенно предприниматели, у которых есть влияние и финансы, должно уметь само решать свои проблемы. Поэтому у них и позиция такая: поднялся сам - помоги другому. Для этого они организуют и подобные конкурсы - это возможность знакомиться, объединяться, создавать кооперацию...Мы можем постепенно прививать экокультуру. Людей с позицией "моя хата с краю" становится всё меньше. Многие понимают, что не надо мусорить под себя, что надо гуманнее относиться к животным. Больше говорят о правах человека. О пользе продуктов: у меня сейчас большой спрос на посещение фермы и сыроварни. Люди не придут просто так за сыром, который стоит в два раза дороже, чем в магазине. Но они приходят. Потому что начинают осознавать, что они едят и к чему это приводит. Я хочу не только работать, но и попутно изменять мир вокруг себя. Думаю, что лет через двадцать мы сможем достичь такого уровня ведения бизнеса, как в Европе.

А моя учёба во ВГИКк пригодилась. Полученные на лекции по заключению договоров знания я попробовал применить к своему бизнесу. Скоро в магазине при сыроварне мы повесим телевизоры, и покупатели смогут видеть ролики - как готовятся сыры, какие мы используем рецепты, как живут наши козочки, и так далее. Ролики я сделал сам. Всё это, равно как и бесплатные экскурсии, увеличивает и продажи, и узнаваемость бренда. Сейчас я собираюсь изучать цифровые системы, чтобы контролировать бухгалтерию и работать с налоговой. Всё это приходится делать, хотя с математикой я с детства не дружу. Недавно мне предложили в "Тик-токе" сделать канал от имени козла с фермы: рассказывать, как он живёт, и озвучивать текст от его имени. Необычная идея? Для привлечения внимания к ферме, конечно. Если бы мы просто открыли сыроварню, это было бы никому не интересно. А теперь ко мне в магазин зачастую приходят не только сыры купить, но и на фермера посмотреть. Бабушки звонят, спрашивают, где мы закваску берём. Другие приходят и говорят: была мечта делать сыры - никак не могли решиться, а вы вдохновили. Женщина с Байкала спрашивала: "Какие породы коз посоветуете?" Общество очень быстро реагирует, когда появляется какое-то ноу-хау. Я просто уверен, что в ближайшее время у меня появятся последователи.

- Социальные сети в этом сильно помогают?

- Сегодня это ключевой инструмент. Из бизнеса надо делать шоу, как с поп-звёздами. Такова психология людей: в наше время базовую потребность в общении люди восполняют через соцсети. Хотя лично мне тот же Инстаграм тяжело давался. Я интроверт по натуре, и рассказывать кому-то о себе - что я делал, куда ездил - было сложно. Но другим стало интересно! И люди начали приходить и знакомиться с фермером. Следят за мной, комментируют.

Фото Натальи Федотовой, Копейка

Сейчас Никита думает над расширением производства. Он хочет создать ферму крупнее и коз побольше, планирует организовать экологические просветительские экскурсии для туристов, которые едут на Байкал.  "Глагол" обязательно съездит в гости к Никите и расскажет об этом на своих страницах. 


Aliexpress WW

26.02.2020