Елена Сисилева: Мои работы закрывают дырки в стенах и головах
26 февраля 2024
Только настоящий художник может получить сибирскую премию достойных дел «Глаголы иркутского времени» 2023 года в номинации «Рисовать Иркутск».
Объявлены победители сибирской премии «Глаголы иркутского времени» 2023 года
Оказалось, что с Еленой мы познакомились еще лет пять назад, причем совсем не по художественному поводу. Но разговор был, конечно, о времени, которое привело ее к стрит-арту.
- Мой стрит-арт вышел из материнства. Материнство - это стиль моего стрит-арта «Яжмать-стайл». После рождения первого ребенка, я как и большинство молодых мам оказалась в социальной изоляции. Я не вожу машину, мне было сложно выбираться в город, и я часто слышала: «куда ты собралась с маленьким ребенком?!» или «подрастет, потом погуляешь». Ещё вокруг был много стереотипов, что «яжмать» - это глупенькое существо, интересы которого ограничены её ребенком.
Мне казалось это несправедливостью и хотелось об этом поговорить. И я начала рисовать больших розовых мам, которые за ручку водят своих детей и показывают им город. Мне хотелось сказать: вообще-то яжматери – очень крутые, тоже любят современное искусство и у них есть чему поучиться.
И мне стали писать обычные люди, фотали мои работы, выставляли в соцсетях. Моя первая работа была на Сухэ-Батора, 11. Там Степан Шоболов разрисовал автомобиль. Катя Лазарева наклеила свои репродукции, а я добавила мам.
Потом я рассказывала про роды. Про женское тело, которое с родами меняется. Про бабушек и дедушек, которые ой как помогают.
А потом ковид. И опять изоляция, запреты на сборы, а так хотелось фестивалей, встреч, тусовок. И я начала рисовать горожан, которые гуляют по городу, любуются его архитектурой, возмущаются вездесущими тэгами и прочими несовершенствами и даже собираются на маленькие рисованные митинги. Мой стритарт – это попытка выстроить отношения с городом. А голые попы – это самый беззащитный, честный и открытый способ выйти к горожанам.
- 2023-й в вашем творчестве это...?
- Это возвращение к метафорам. Ранее я переживала, что мое творчество про банальности (материнство – такая простая тема), но оказалось, что об этом надо не только напоминать, но за это нужно и сражаться. Свобода, любовь, свободный выбор – об этом нужно говорить каждый день.
Поэтому ищешь вокруг себя человеческий оазис, с которым тебе легко. Например, магазин «Переплет» с их фестивалями и «Гаражкой». Каждый раз приходишь к девчонкам – и можно поболтать, поддержать друг друга.
Ещё 2023 год стал годом, когда мои розовые мамаши путешествовали больше чем я. В 2023 году мои работы выставлялись в Москве, Питере, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, принимали участие в выставке феминистического искусства в Париже, на урбанистическом форуме в Берлине и гражданской конференции в Брюсселе.
- У художников бывают планы?
- Планировать что-то сейчас очень сложно. Потому что пространство для моего стрит-арта схлапывается. Я чувствую, что в обществе растет напряжение. Мне нравится выражать свои идеи на улице – это самый короткий путь к диалогу со своим зрителем. Но сейчас я планирую уходить под «крышу», в галереи.
У меня большой путь городского активиста. Мне интересны действия. Интересен диалог. Мне нравится, как выстраивается горизонтальная коммуникация, где минимум чиновников. Поэтому я клею свои работы и ухожу. Если кому-то они не нравятся, то их можно срывать. А если они остаются, то значит они закрывают не только дырки в городских стенах, но и дырки в наших головах. Мне нравится слово «горожанин». Когда я клею свои работы, я всегда рассказываю мимо проходящим бабушкам и дворникам, о чем мои работы и почему я их рисую. Получается хороший диалог, позитивные встречи.
Здесь хочу выразить благодарность проекту «Город иначе», благодаря ему я поняла, что город – это источник сил, бесконечное вдохновение и бесплатная психотерапия. В 2019 году вместе с «Городом Иначе» я написала исследование про тайное сообщество лисихинских бабушек, внедрилась в их сеть, помогала спасать им дворовых кошек и собак и не заметила как влюбилась в город ещё сильнее. С тех пор я не езжу в городе в наушниках, я слушаю людей, слушаю город. Мой стритарт – это мое признание в любви городу.
- Уехать в большой город или дальше не возникало желания?
- Иногда возникало. Поэтому я разработала свою научную гипотезу про «синий Иркутск». Иркутск – синий город, потому что у нас много заборов из профлиста синего цвета. Ужасные синие заборы, но когда их освещает наше беспощадное сибирское солнце, получается очень красивый цвет, от которого невозможно оторвать глаз. Иркутск – маленький, провинциальный, очень холодный город, но при этому его невозможно вырвать из моего сердца.
Вопросы задавал Иван Алексеев, Глагол38
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!