Рекордный проход газопровода «Сила Сибири» под рекой Леной

26 июня 2023

Строительство магистрального газопровода «Сила Сибири» для транспортировки газа из Иркутского и Якутского центров газодобычи имеет огромное экономическое, геополитическое и социальное значение.

Тоннель под рекой Лена

Впервые газодобывающая, транспортная и перерабатывающая инфраструктура создается в восточных регионах России, становится мощным импульсом для их развития. Участок газопровода «Ковыкта-Чаянда»  проходит по северным территориям Иркутской области.  Его строительство, как и другие подобные масштабные объекты инфраструктуры, шло в труднодоступных районах области со сложным рельефом местности в суровых климатических условиях. О самой сложной и нестандартной задаче в строительстве газопровода на территории Иркутской области рассказывает региональная Книга рекордов.

На пути следования газопровод пересекает не только искусственные преграды – железные и шоссейные дороги, электрические кабели, подземные каналы, но и особенности ландшафта: болота, овраги и реки. При разработке проекта маршрута трассы учитывал все особенности: сложность и длина перехода, перепад высот, породы, рельеф и другое.

Однако на участке «Ковыкта-Чаянда» в Киренском районе Иркутской области существовала водная преграда повышенной сложности: река Лена, которую должен был пересечь трубопровод – крупнейшая в мире, протекающая в зоне вечной мерзлоты.

К этому добавилась уникальность территории в историко-культурном смысле.  На участке, где должен был пройти переход, в административных границах Киренского и Казачинско-Ленского районов  при проведении экспертизы была обнаружена археологическая стоянка «Потапова-2».

Совместным решением ООО «Газпром Инвест-Иркутск», проектирующих и подрядных организаций было определено, что работы будут проводиться методом микротоннелирования, чтобы не повредить культурные слои и максимально сохранить экологическую систему водного бассейна Лены. 

 Обустройство перехода газопроводов через реку и другие водоемы – нередкое явление, но обычно их длинна не более одного километра. В данном случае длина тоннельных переходов составила 1476 метров в двухниточным исполнении. 

Уникальность проекта была так же и в сложном географическом рельефе – перепад высот между точкой входа и точкой выхода составил 158 м. Причем большая часть проходки осуществлялась в скальной породе, что непросто даже в условиях работы на поверхности.

Выполнение бестраншейных работ осуществлялось с применением современной проходческой машины со специальным режущим инструментом – щитом. С обеих сторон маршрутного отрезка были обустроены котлованы, соответствующие глубине прокладки труб. В стартовый котлован была установлена силовая и мощная домкратная станции. По мере продвижения под землей проходческого щита разработанный грунт выводился из забоя с помощью буровой жидкости по отводящим линиям в отстойник для отработанной взвеси. 

Точную проходку техники обеспечила лазерная система, а процесс микротоннелирования был полностью автоматизирован. Сразу за проходкой щита, в тоннель домкратами укладывались железобетонные кольца, чтобы укрепить подземный коридор.

Самый сложный этап - протаскивание стального магистрального газопровода внутри уже подготовленного подземного железобетонного тоннеля под рекой. Поднять огромную стальную трубу русского размера (d = 1420 мм) – задача, требующая особой подготовки и специализированной техники.

Для того, чтобы воплотить столь неординарный инженерный замысел и преодолеть высоту в 158 метров было применено самое передовое оборудование: установка Direct Pipe, доталкиватель Thruster, тяговые лебедки с комплексом тормозящих и удерживающих устройств. Чтобы не повредить изолятор трубы газопровода при протаскивании по тоннелю, проектом была предусмотрена установка специальных колесиков – опорно-центрирующих колец. Разработка – эксклюзивная, а главное – отечественная. 

Работы по протаскиванию стального газопровода по тоннелю под Леной начались в июне, а закончились 12 сентября 2022 года. Они были завершены в полном соответствии с проектом и заданными сроками выполнения.

Без преувеличения можно сказать, что подводный переход под рекой Лена – самый сложный вызов в рамках реализации магистрального газопровода «Сила Сибири». Уровень инженерно-технических решений уникального проекта уже отмечен в российской Книге рекордов.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также