Как «Иркутскую историю» поставили в Ленинграде
26 сентября 2024
26 сентября народный артист СССР Олег Валерианович Басилашвили отмечает 90-летний юбилей.
Олег Басилашвили родился в Москве, в годы войны жил в эвакуации в Грузии, после окончания Школы МХАТ должен был поехать в Сталинградский драмтеатр, но, не отработав там ни одного дня, сразу же принял приглашение поехать в Ленинград. В 2012 году его избрали почетным гражданином Санкт-Петербурга. И это любовь на всю жизнь.
Три года он служил актером Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, а в 1959 году он перешел в драматический театр имени Горького. Это было время, когда режиссером театра работал Георгий Александрович Товстоногов, который раскрыл в Басилашвили характерного артиста, и Олег Валерианович стал ведущим актёром БДТ.
В 1960 году Товстоногов поставил «Иркутскую историю» по пьесе Алексея Арбузова. Чуть ранее известную пьесу поставили в Московском театре имени Вахтангова, и там уже блистала Юлия Борисова.
Режиссером выступила Роза Абрамовна Сирота. Художественным оформлением занимался Семен Соломонович Мандель, а музыку написал композитор Модест Ефимович Табачников.
На фото: сцена из спектакля
Двадцатипятилетняя Валя трудится кассиршей и представляется в качестве весёлой девушки, не обращающей внимание на своё поведение и образ жизни, поэтому окружающие называют её Валькой-дешёвкой. Однажды её приятель Виктор знакомит девушку с мастером-машинистом шагающего экскаватора Серёгиным Сергеем, помощником которого работает Виктор.
На фото из фондов ГЦТМ им. А.А.Бахрушина: Сергей Юрский (Родик) и Павел Луспекаев (Виктор)
Как писали в то время, любовь дважды спасла героиню пьесы от нравственного падения. В спектакле были задействованы Татьяна Доронина (Валя), Ефим Копелян (старейшина хора), Олег Басилашвили (Лапченко), Павел Луспекаев (Виктор), Кирилл Лавров (Сергей), Людмила Макарова (Лариса), Сергей Юрский (Родик), Анатолий Гаричев (Денис), Виталий Илл (Цыган).
Премьера состоялась 5 марта. «Действующие лица пьесы Арбузова по-настоящему интеллектуальны, поступки их решительны, каждый раз неожиданны, но в то же время глубоко закономерны. Пьеса покоряет особой человечностью, которой так часто не хватает многим нашим пьесам и которую обязательно хочется передать в спектакле. Передать поэтичность, лирику, юмор, создать живые и убедительные характеры», - считал Георгий Товстоногов.
На фото: программка спектакля
Вот как вспоминала тот спектакль Татьяна Доронина: Это был единственный спектакль в БДТ, который я не любила. Придуман он был Товстоноговым великолепно: соединение условности декорации, костюмов, почти постоянно присутствующего хора с безусловным существованием в образе всех персонажей - было интересным.
Мои великие партнеры играли прекрасно. Публика аплодировала, критики писали хвалебные рецензии, но после каждого спектакля мы грустно смотрели друг на друга и прятали глаза. Было стыдно. Очень. Нестерпимо. Каждый раз. Мы не любили пьесу. Мы хотели ее полюбить и не смогли - ни Луспекаев (Виктор), ни Смоктуновский, ни Копелян - никто. В ней была ложь. И дело не в том, могла случиться на Ангаре такая история или не могла. Да, могла и случалась, но все-таки другая и по-другому. Герои придуманы. Они не взяты автором из жизни, а созданы в тиши кабинета, сконструированы. Там, под Иркутском, те, которые работают на экскаваторах, любят, гибнут и возрождаются - грубее, труднее, жестче и поэтому интереснее человечески... Там, где нет правды, - нет искусства.
На фото из фондов Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки: эскиз декорации спектакля, художник Семен Мандель.
Мой замечательный партнер Луспекаев в нашей первой сцене с «получкой» смотрел на меня скорбным взглядом, брови ползли «домиком» наверх и, не веря ни себе, ни мне, ни Арбузову, он произносил слова, какие люди в жизни не произносят. Я улыбалась, старалась играть «счастье потом заработанных рублей», но как же я презирала себя за эту улыбку. Усталые после работы люди не объясняют и не «рассказывают», они торопятся домой, чтобы смыть этот пот, чтобы поесть сытно и отдохнуть. А если дома маленькие дети, то бежит она, эта экскаваторщица, к ним, неся в сумке продукты, и некогда ей умиляться на деньги, заработанные потом и трудом, ибо и пот ее, и труд ее, и победа ее над собою - достались ей не как подарок или выигрыш в лотерею, а через преодоление, через бессонные ночи, через страдание. Преодоление и страдание - естественны в человеческой жизни, значит, если «по правде», то писать надо другой диалог и другую сцену.
На фото: Татьяна Доронина и Иннокентий Смоктуновский
25-летний Олег Басилашвили играл 20-летнего подсобного рабочего на шагающем Афанасия Лапченко. Он называл роль крохотной, но когда появился этот рисунок, Басилашвили говорил, что «Толя Гаричев точно схватил «зерно» моей роли».
На фото: рисунок героя Басилашвили в спектакле «Иркутская история»
К сожалению, нам неизвестно, приезжал ли Олег Басилашвили в Иркутск с гастролями. Наверное, да. В одном из интервью мэр Куйтунского района в середине 1990-х Виктор Макаров рассказывал о своей встрече с актером: «В аэропорту Шереметьево случайно встретились с известным артистом Олегом Басилашвили. К нам подошел Юрий Абрамович Ножиков, непринужденно и приятно беседовали с Басилашвили примерно в течение получаса»…
Пьеса «Иркутская история» была поставлена в Петербурге почти 65 лет назад, и нам очень приятно, что Олег Басилашвили на той же самой сцене в 2024 году.
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!