Книга рекордов: Иркутск - вертолетная столица мира

27 ноября 2018

"Глагол. Иркутское обозрение" продолжает знакомить своих читателей с материалами "Книги рекордов Иркутской области", которая вышла летом этого года.

Камов Миль

Напомним, что "Глагол" - партнер "Книги рекордов Иркутской области", которая с середины нулевых издается в нашем регионе.

Два самых заслуженных авиаконструктора, внесших наибольший вклад в формирование отечественного вертолетостроения: Николай Ильич Камов и Михаил Леонтьевич Миль – родились и выросли в Иркутске.

Между ними всего семь лет разницы в возрасте, они росли едва ли не в соседних двориках в районе Ланинской (нынешней улицы Декабрьских Событий). Обоих с детства тянуло в небо, и они сделали все возможное для осуществления своей мечты, со временем став основателями крупнейших мировых школ вертолетостроения, конструкторских бюро и производственных комплексов, а еще – докторами технических наук, генеральными конструкторами, Героями Социалистического Труда, лауреатами Государственной премии СССР.

Николай Камов через некоторое время после завершения обучения в технологическом институте стал руководителем специального конструкторского бюро при центральном Осоавиахиме. Его заинтересовал новый летательный аппарат, уже появившийся на Западе и получивший название «автожир», или «геликоптер». Камов посвятил жизнь созданию подобных аппаратов в СССР. Именно он придумал для него новое название «вертолет», которое в 50-е стало общеупотребительным.

В 1929 году в содружестве с инженером Скржинским он создает первый советский автожир КАСКР-1. После этого Камова пригласили на работу в Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского, где было организовано несколько бригад по созданию автожиров. В 1939 году вертолеты-автожиры Камова использовали в войне с белофиннами. В 1940 году по инициативе Николая Камова начинается строительство завода летательных винтокрылых машин, а сам он назначается его директором и главным конструктором.

Большую часть жизни Николай Камов прожил в Москве, но никогда не забывал свой родной город на Ангаре, гордился тем, что сибиряк, много рассказывал о своей юности, о друзьях в Иркутске, всегда помогал своим землякам, а одной из своих машин – Ка-8 – присвоил название «Иркутянин».

За создание вертолета Ка-25 и его модификаций (Ка-25 Ц – целеуказателя ракетному оружию и Ка-25 ПС – поисково-спасательной машины корабельного базирования) Николай Ильич Камов в 1972 году был удостоен Государственной премии. В этом же году конструктору, которому в сентябре исполнилось 70 лет, было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1960–1970  годах вертолеты, разработанные и производимые объединением Николая Камова, поставлялись в 14 стран мира.

В 1973 году сердце конструктора остановилось, но его дело продолжается до сих пор. В девяностые годы фирме «Камов» удалось сохранить костяк конструкторского бюро, а значит, и способность создавать новые современные вертолеты. И хотя фирма известна прежде всего морской вертолетной тематикой, в последнее время она начала внедряться и в новую для себя нишу – армейскую авиацию. Ка-50 – «Черная акула» – стал лидером среди армейских боевых вертолетов.

Михаил Миль – создатель прославленного семейства гражданских и военных вертолетов марки Ми. Определяющее значение в судьбе будущего конструктора имело письмо Николаю Камову, который в то время заведовал отделением автожиров в ЦАГИ. Прочитав его, земляк Миля и уже состоявшийся инженер Камов счел возможным привлечь Миля, в то время студента Донского политехнического института, к созданию первого отечественного автожира КАСКР-1 – в рамках летней практики.

Работая в ЦАГИ, Михаил Миль стал не только авиаконструктором, но и серьезным ученым-теоретиком, получившим в 1945 году степень доктора технических наук. Не ограничиваясь вертолетной тематикой, он участвовал в доработке самолетов других конструкторов, в частности легендарного штурмовика Ил-2.

В декабре 1947 года Миль стал главным конструктором опытного КБ по вертолетостроению. Первая машина ГМ-1 (геликоптер Миля – 1), созданная в ОКБ, была поднята в воздух 20 сентября 1948 года. В начале1950 года после серии испытаний вышло постановление о создании опытной серии из 15 вертолетов ГМ-1 под обозначением Ми-1. В 1964 году Миль стал генеральным конструктором опытного КБ. Его коллективом были созданы вертолеты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24 и многие другие.

Любопытно, что Миль увлекался живописью. В 1981 году, уже после смерти конструктора, в Москве прошла выставка «Ученые рисуют», и картина Михаила Миля «Нарциссы. Угол кабинета», признанная художниками вполне профессиональной работой, стала эмблемой выставки.

На верхней фотографии: Михаил Миль и Николай Камов среди военных перед отправкой автожира А­7 на фронт

Все подробности читайте на официальном сайте "Книги рекордов Иркутской области"

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также