Издательство «МИФ»

125 лет назад родился "Потомок Чингисхана" Валерий Инкижинов

На русском кладбище в Сент-Женевьев де Буа белые березы нежно шелестят над каждой могилой, как бы убаюкивая наших знаменитых и незнаменитых соотечественников, нашедших вечный свой покой вдалеке от милой родины.

Здесь, в далекой Франции, почти полвека назад обрел свой последний приют и Валерий Иванович Инкижинов. Актер, режиссер театра и кино, автор теории сценической пластики (биомеханики), педагог и наставник многих его современников, ставших впоследствии выдающимися деятелями кино и театра.  Бурят. Друг и соратник Всеволода Мейерхольда, Льва Кулешова, Леся Курбаса и Всеволода Пудовкина, наставник Сергея Эйзенштейна, Григория Александрова, Ивана Пырьева, Эдуарда Тиссэ, Анатолия Головня, Григория Козинцева, Леонида Трауберга, Сергея Юткевича... Какие имена!.. Все они стояли у истоков рождения нового театра и нового искусства – кино. Валерий Инкижинов работал вместе с ними, творил вместе, созидал, одним воздухом дышал...

Инкижинов ворвался в мировой кинематограф на коне с бурятским седлом в звездной роли в фильме "Потомок Чингисхана". В его биографии много пробелов. Они относятся и к ранним, и поздним годам его жизни. В 1928 году этот уроженец усть-ордынских степей снялся в главной роли кинофильма "Потомок Чингисхана", поставленным талантливым кинорежиссером Всеволодом Пудовкиным. Кинофильму была суждена долгая жизнь и громкая известность — он прошел по экранам страны и мира. Та же участь ожидала и артиста Инкижинова, но только не на родине. Через два года он уехал во Францию и не вернулся. С тех пор его имя предано забвению.

Известно, что Валерий Инкижинов родился 25 марта 1895 года в семье крещеного бурята, учителя Боханского аймака Ивана Николаевича Инкижинова. Детские и отроческие годы Валерия прошли в Бохане. Отец выучил сына русской грамоте и преподал азы точных наук. Дальше будущий актер обучался в Иркутской семинарии, где преподавал его отец. Когда Валерию исполнилось восемнадцать, старший Инкижинов решил во что бы то ни стало дать сыну высшее образование. В 1915 году они приехали в Петроград, где Валерий поступил в Политехнический институт.

Учась в политехе, Валерий увлекся театром и начал заниматься в студии Всеволода Мейерхольда и вскоре стал его любимым учеником. Инкижинов покорил всех, и особенно Мейерхольда, своей виртуозной акробатической и пластической техникой. Гибкость и ловкость движений у него были сверхъестественные, напоминающие пластику тигра. Для актера немого кино эти качества являлись первостепенными.

Инкижинов, опасаясь революционных событий, возвращается на родину. Через три года, 14 октября 1920-го, В. Инкижинов написал своему наставнику из Иркутска: *Так радостно и тревожно узнать, что Вы, Всеволод Эмильевич, в Москве. Радостно, ибо все слухи о различных ваших судьбах неоправданны... Вы вновь у двигателя театра... Тревожно за себя... Помните ли Вы меня?.. Хотите ли помнить...*. Мейерхольд сразу предложил Валерию вернуться. Инкижинов с готовностью приехал и тут же был назначен заместителем главного режиссера в театре Мейерхольда. Он начинает играть в театре РСФСР-1 и одновременно преподавать в Государственных высших режиссерских мастерских. Среди его слушателей  – молодые, начинающие Сергей Эйзенштейн, Иван Пырьев, Сергей Юткевич, Григорий Александров и другие. Сегодня смело можно сказать, что Валерий Инкижинов стоял у истоков творческой судьбы этих великих режиссеров кино. 

Однако прошло немало времени, пока на него обратили внимание кинорежиссеры. В 1928 году автор громких кинокартин, знаменитый режиссер Всеволод Пудовкин решил снять фильм по мотивам романа иркутского писателя Ивана Новокшонова "Потомок Чингисхана". На главную роль режиссер пригласил 33-летнего Валерия Инкижинова и со съемочной группой отправился в бурятские степи снимать фильм на натуре. Сейчас мало кто помнит, о чем этот фильм. А между тем многие кинокритики считают, что "Потомок Чингисхана" входит в число лучших фильмов немого кино прошлого века.

В фильме задействовано лишь несколько профессиональных актеров, остальные роли играли местные жители. Действие фильма разворачивается в 1918 году - в разгар Гражданской войны. Английские войска оккупируют Монголию. Охотнику Баиру (Валерий Инкижинов) не удалось договориться с английским купцом о цене на шкуры лис. Его схватили англичане. При обыске у него нашли ладанку, а в ней грамоту, в которой по-монгольски было написано, что владелец сего - потомок Чингисхана. Англичане хотели было раздуть из этого целое дело и провозгласить парнишку монгольским царем. Однако Баир отказывается от этой сделки. Охотник бежит из города, уничтожает британский штаб и присоединяется к отряду красных партизан под командованием Каландаришвили.

Многие кадры из этого фильма по существу документальные, а съемки прошли в Тунке, Джиде, Селенгинске и Верхнеудинске. Например, священный праздник масок "Цам" был снят в Гусиноозерском дацане. В роли отца Баира снялся отец Валерия Инкижинова.

Были приглашены также бывшие партизаны, громившие банды Семенова. Они прибыли на съемки в полном партизанском снаряжении - в тех же папахах, в которых они ходили в бой, с оружием, сохранившимся от боевых походов. На массовку приглашали и людей в национальных бурятских костюмах, благо таких тогда было много.

Несмотря на то, что был невысокого роста (167 см), Инкижинов был очень подвижный, притягивал к себе искренней непосредственностью и живостью в общении. Внешне он был очень привлекательным, даже красивым, особенно поражали его яркие, необычные для азиата, светло-зеленые глаза. Достаточно плотный, крепко сложенный, он был при этом совершенно изящным и пластичным в движениях.  Неслучайно его сокурсница по театральной студии актриса А. Смирнова-Искандер вспоминала: *Валерий Инкижинов покорил всех нас какой-то своей виртуозной акробатической техникой. Гибкость и ловкость движений были у него сверхъестественные, напоминающие кошачьи движения, пластику тигра". 

Новаторский фильм Пудовкина советские кинокритики встретили очень холодно и причислил его в разряд подозрительных. Фильм почти двадцать лет пролежал на полке и лишь в 1949 году "Потомок Чингисхана" был озвучен на киностудии Мосфильм, а в 1964-м - восстановлен на киностудии имени Горького.

Зато на Западе фильм имел огромный успех. Роль молодого охотника, блестяще сыгранная Валерием Инкижиновым, дала ему толчок для выхода в мировое кино, но в то же время отправила его в вечную эмиграцию. Когда в 1930 году Инкижинов в составе группы членов Союза кинематографистов СССР приехал в Париж, шедевр немого кинематографа из Советской России был восторженно встречен французской публикой.

Наступило время возвращаться на родину. Маститые режиссеры Михаил Ромм и Всеволод Пудовкин прощались на вокзале со столицей Франции. В последний момент появился Валерий в длинном пальто и широкополой шляпе. Он принес с собой бутылку шампанского и нервно ее открыл. "Давайте выпьем на прощание, - сказал он, и после паузы добавил: - Со столицей Франции".

Успели выпить по бокалу вина, и машинист дал пронзительный гудок. Пассажиры стали расходиться по своим купе, поезд тронулся от перрона. Через полчаса проводники сообщили, что Валерий Инкижинов перед самым отправлением сошел с поезда.

Пудовкин и Мейрхольд не знали, что в личной жизни их ученика и соратника произошло несчастье. Жена Инкижинова - Мария Аргунова-Долгорукая - заболела базедовой болезнью, а в Союзе тогда не делали необходимой операции. Женщина поехала к родственникам в Париж и взяла с собой маленькую дочь Ирочку. Незадолго до заграничной командировки Инкижинов получил телеграмму, в которой сообщалось, что девочка при смерти. В столице Франции вместо долгожданной встречи с семьей Инкижинов попал на похороны дочери. Он просто не мог оставить безутешную жену и решил повременить с отъездом в СССР. Постепенно актер начал сниматься в европейском кино. Когда же истек срок его пребывания за рубежом, Инкижинов пришел в посольство с просьбой дать отсрочку. Там он получил грубый отказ. Инкижинов опешил и вышел из чиновничьего кабинета. В Москву он решил не возвращаться. Так началась зарубежная эпопея одного из родоначальников отечественного, российского кинематографа.

Валерий Инкижинов прожил в Париже более 20 лет. За это время он снялся в многочисленных западных картинах и превратился в довольно популярного актера. Пережил оккупацию Франции и примерно в 1950 году перебрался в США.

Одна из самых известных картин, в которой блистательно играл наш земляк, называется "Сталинградский врач". Фильм Гезы фон Радвани вышел в 1958 году и снискал огромную популярность, благодаря участию в нем таких известных актеров, как Ева Барток и Вера Чехова, Марио Адорфо, Ханнес Мессмер и Валерий Инкижинов. Он часто играл с ведущими актерами европейского кино. В разные годы и в разных фильмах его партнерами становились Ален Делон, Бриджит Бардо, Клаудиа Кардинале, Марина Влади, Лино Вентура, Тайрон Повэр, Робер Оссейн, Жан-Поль Бельмондо. Более того, многие актеры учились у мэтра. Так, Ханнес Мессмер рассказывал, что, снимаясь вместе с Инкижиновым в "Сталинградском враче", он очень многое подсмотрел у него, наблюдал пристально за его игрой, а потом использовал эти приемы уже в других фильмах.

В 1965 году Инкижинову исполнилось семьдесят лет. Полный сил и энергии, актер свграл большую роль мистера Гоу в приключенческом фильме "Злоключения китайца" с Бельмондо, еще раз блестяще доказав свой талант и профессионализм.

Слава на родине у Инкижинова была плохая. Предатель, невозвращенец. Даже в титрах "Потомка Чингисхана" убрали его имя. Недолгое время Валерий Инкижинов переписывался со своим другом - актером Петром Репненым. Это было единственной ниточкой, связывающей его с родиной. Но ее оборвали в 1931 году. Репнину было запрещено переписываться с эмигрантом. Правда, в годы хрущевской оттепели переписка возобновилась, но приехать в Москву без официального приглашения погостить "потомок Чингисхана" отказался. Изредка в Доме кино в Москве показывали фильмы, где можно было увидеть актера Инкижинова.

Валерий Инкижинов умер в Париже в 1973 году. Во всех французских энциклопедиях до сих пор написано: дата смерти неизвестна. Долгие годы не были известны ни дата, ни даже место его смерти. Только в 2007 году почитатели его таланта обнаружили документ, в котором было написано: Франция, город Брюнуа, Дом престарелых "Маленький Дворец", 26 сентября 1973 года, 11 часов 43 минуты. Его могила расположена в самом центре кладбища российской элиты. Недалеко от могилы Инкижинова стоит надгробие русского писателя Ивана Бунина. 

В 2011 году вдруг пришло сообщение из мэрии города Сент-Женевьев де Буа, что могила Валерия Инкижинова подлежит уничтожению ввиду того, что аренда земли закончилась. То есть исчезнет могила, исчезнет память... Кроме того, возникла еще одна проблема: рядом с могилой В. Инкижинова находится могила его жены Марии Агутинской (Долгорукой) и их дочери Ирины. Они также подлежат уничтожению. И тогда земляки-буряты, живущие во Франции, решили собрать необходимую сумму и оплатить за могилы Валерия Инкижинова и его ближайших родственников во избежание уничтожения. Таким образом, могилы семьи были спасены. 

По материалам Павла Мигалева, Галины Дрюон


28.03.2020


Новости партнеров

Киноразговоры

Уроженцу Киренска, популярному актеру Леониду Кулагину - 80 лет!

Да Бохан их знает: юные КВНщики из бурятского поселка приняли участие в телепроекте

На всем пространстве СНГ оказалось два мужика - Лукашенко и Боровский

Иркутск после апокалипсиса времен Степана Шоболова

Выпускники лицея ИГУ провели свой «Последний звонок» в Minecraft

Актёр иркутского драмтеатра Яков Воронов отмечает шестьдесят пятый день рождения

Юбилей актрисы Тамары Панасюк

Тайшетские школьники нарисовали победу

Черемховская разруха поразила Меньшова, или почему «Любовь и голуби» не снимали в Сибири

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»