19 мая 2022
20:50

Самый западный город Иркутской области

31 августа 2019

Самым западным городом Иркутской области является Тайшет. На первый взгляд, город как город, ничего особенного, но такое мнение ошибочно. Тайшет значим не только в масштабах области, но и в масштабах страны, в этой точке на карте переплетаются основные транспортные артерии, соединяющие западную и восточную части России. Путешествовать в Тайшет интересно, особенно если иметь в виду фундаментальное стратегическое значение этого населенного пункта. Об этом на страницах "СМ Номер один" рассказал Андрей Коршунов. "Глагол" с интересом перечитал текст. 

Специалисты Госплана 1930-х рассматривали Тайшет как ключ, которым открываются кладовые несметных богатств севера Восточной Сибири. Такое значение в их глазах город приобретал за счет своего удачного расположения. На восток от Тайшета лежали практически нетронутые неисчерпаемые источники электроэнергии, огромные запасы природных ресурсов и полезных ископаемых.

Планы по освоению этой территории сбылись, но не полностью. Сейчас в городе проживает около 32 тысяч жителей. Градостроительным планом было предусмотрено создание поселения на 225 тыс. человек. Одним из ведущих экспертов, который глубоко занимался перспективами Восточной Сибири, был Николай Колосовский. Во многом его усилиями в 1930-е создавалась концепция экономического развития Восточной Сибири. По этой теме он написал и издал 23 научных труда.

В 1937 году Колосовский в газете "Гудок" опубликовал статью, в которой изложил значение Ленской магистрали: от Тайшета до Усть-Кута. Эта работа впоследствии использовалась для обоснования присвоения Тайшету статуса города. В ней Колосовский отмечал, что в Прибайкалье сосредоточены "созданные природой крупнейшие концентрации гидравлической энергии. Особое внимание привлекает район больших порогов Ангары, где могут быть созданы гидростанции мирового значения по мощности и дешевизне тока". Другими своими перспективами район обязан "базе лесов, железных руд, энергии Ангары, тунгусских и черемховских углей, поваренной соли и, быть может, медных руд", а в завершение статьи автор делает вывод о том, что "несомненно, что промышленность здесь будет следовать буквально по пятам строителей дороги". В дальнейшем, в полном соответствии с его мыслью, Тайшет станет важным отправным пунктом в процессе освоения Восточной Сибири.

Тайшетская история - это история суровых людей. Тайшет - город на перекрестке дорог. Здесь часто сталкивались интересы, порой радикально не совпадающие. Любопытно, что река Бирюса, которая протекает рядом с Тайшетом, после слияния с Чуной и до впадения в Ангару называется иначе - Тасеевой рекой.

Тасеев - тунгусский князь, который кочевал в районе устья Верхней Тунгуски, когда в начале 1620-х туда стали проникать русские казачьи отряды. Верхней Тунгуской казаки изначально называли Ангару в нижнем течении. Только спустя несколько десятилетий они проникли в верховья реки и узнали ее более привычное сегодня бурятское имя - Ангара. Тасеев был гордым человеком. Он не мог понять, почему люди, которые издревле жили в этих лесах и на этих реках, должны отдавать ясак пришлым русским. Под началом Тасеева роды эвенков объединялись и выступали против казаков. Но силы были неравные, и тунгусскому князю пришлось отступить. Со своими людьми он ушел выше по течению Ангары, на один из ее левых притоков - широкую и просторную реку, которую так и стали называть - Тасеевой.

К этой реке казаки вышли еще лет через двадцать. Тогда Тасеев увел людей еще дальше в тайгу, куда власть «белого царя» не могла дотянуться. А название реки так и осталось Тасеевой…

Еще в верховьях Бирюсы известны деревни староверов, которые, как и Тасеев, бежали в тайгу, скрываясь от произвола власти. Но староверы оказались в бирюсинских лесах в 1930-х. И убегали они уже от другой власти. Некоторые староверческие деревни так хорошо спрятались, что долгое время о них не было ни слуху ни духу. "Открыли" их только в 1970-е годы с помощью спутникового мониторинга…

А в период Гражданской войны в Сибири в Тайшетской волости прославился партизанский шиткинский фронт, созданный Иваном Бичом. Весной и летом 1919 года отряды Бича терзали Транссибирскую магистраль, парализуя передвижение белогвардейских и чехословацких эшелонов.

Партийная кличка Бича была Таежный. Осенью 1919 года он попал в плен к румынам и 1 октября 1919 года на станции Тайшет был казнен. Его повесили на эстакаде. В середине прошлого века Бичу в Тайшете установили памятник. Сейчас он находится возле школы № 23. 

В советское время Тайшет "прославился" как лагерная столица. Первая волна спецпереселенцев здесь появилась в связи с раскулачиванием в начале 1930-х. Для экспроприированных в окрестностях создавали специальные трудовые поселки. Затем в 1932 году начались работы, связанные со строительством западного участка БАМ. К этим работам привлекались заключенные исправительно-трудовых лагерей. После советско-японской войны сюда же направили японских военнопленных.

Также на строительстве БАМа в окрестностях Тайшета широко использовался труд русских эмигрантов, репатриированных после войны из Маньчжурии. Многие из них работали на КВЖД, и их опыт и знания были полезны на строительстве новой магистрали.

Под стать людям сурово выглядят многие тайшетские памятники. Большинство из них посвящены или революционным, или военным событиям. К ним относятся и памятник Ленину на Привокзальной площади, и памятник Бичу. К военной теме относится и обелиск с лицом воина, установленный около вокзала. Он посвящен погибшим в Великой Отечественной. Рядом с вокзалом же разместили локомотив Л-3449, который тоже является памятником воинам. В данном случае железнодорожникам. На Юбилейной площади и на мемориальном комплексе погибшим милиционерам в качестве памятников установлены танки. Около школы № 85 есть стела, тоже посвященная Великой Отечественной войне. Надпись на стеле в микрорайоне им. Пахотищева сообщает, что эта часть города названа в честь Героя Советского Союза Николая Пахотищева…

Все эти памятники прямо или косвенно связаны с темой войны. Серьезную атмосферу разряжают фонтаны. Их в городе немало. Симпатичный фонтан украшает сквер перед железнодорожным управлением. Около здания администрации города - фонтан с девушкой с кувшином. Популярное место отдыха - фонтан-цветок в сквере Гагарина. Фонтан с морскими коньками находится в микрорайоне им. Пахотищева. Фонтан с дельфинами действует возле школы № 5, а с одним дельфином - на улице Кирова.

Еще один фонтан находится в Бирюсинске - городе-спутнике Тайшета. В центре чащи - скульптура: обнявшиеся мужчина и женщина под зонтом. Вода стекает по зонту и не попадает на них. Композиция посвящена всем влюбленным. В Тайшете, кстати, тоже создают сквер для влюбленных. Его оборудуют на улице Чапаева. Там разместят скамью примирения, скульптуры "Бесконечная любовь", "Лебеди" и "Дерево Любви".

У Тайшета есть свой стиль. Яркой особенностью тайшетской урбанистики являются мозаики на стенах зданий. В 1970-1980-е в Тайшете бурно строились новые микрорайоны. Многие здания в них декорировали мозаикой из цветных кирпичей. На одном здании в микрорайоне им. Пахотищева потрясающее мозаичное панно, посвященное героям Сталинграда. Рядом, на другом доме, мозаика в честь героев Волгограда. В микрорайоне Новом - мозаичное изображение мишки, символа московской Олимпиады. А на другом доме - воин-освободитель с младенцем на руках, выложенный в стене дома в честь 40-летия Победы.

Жемчужиной этого стиля в Тайшете является здание детского садика в микрорайоне Новом, декорированное изображением петушка, избушки на курьих ножках и других сказочных персонажей. Также яркий образец кирпичной мозаики находится на фасаде школы № 2. В стене из керамического кирпича выложена мозаика из силикатного кирпича с изображением глобуса.

Еще одну оригинальную мозаику можно увидеть в Бирюсинске. Она находится на фасаде детской спортивной школы. На ней изображены две юношеские фигуры в борьбе за верховой мяч.

Создание таких мозаичных панно из кирпича - особый вид коллективного творчества. Оно увеличивает сроки строительства, поскольку требует постоянного внимания и регулярной сверки с замыслом художника-архитектора. Но в итоге создаются уникальные памятники, которые долговечны и практически не подвержены вандализму.

Вмурованные в кирпичную кладку городских зданий, они являются своеобразными посланиями потомкам из эпохи, во время которой строились новые города, новые поселки и новые микрорайоны, создавались новые градообразующие предприятия.

Отдельного рассказа требует декоративный элемент, размещенный на гаражном боксе автобазы № 3. Это портрет Маркса, Энгельса и Ленина, вырезанный из листа железа толщиной 16 мм, гордо возвышающийся над тайшетской промзоной. Изображение содержит большое количество мелких деталей, но вырезано на удивление ровно. Работники базы утверждают, что делали портрет обычной кислородной резкой. По их словам, много раз портрет пытались купить разные заезжие иностранцы. Но все они быстро поняли, что русские Маркс, Энгельс и Ленин не продаются!

В Тайшете соединяются три великие железные дороги: Транссиб, Южсиб и БАМ. Все они сами по себе являются замечательными инженерно-техническими объектами, а вместе образуют сеть, которая является системообразующей транспортной инфраструктурой не только России, но и мира.

Транссибу Тайшет обязан своим рождением. Он появился на свет в 1897 году, когда великая магистраль дотянулась до этих мест. Первым учреждением поселка была железнодорожная станция. Первое промышленное предприятие - паровозное депо. С юго-запада к Тайшету подошел Южсиб - железная дорога, которая соединяет южносибирские регионы и некоторые области Казахстана. А на восток от Тайшета тянется знаменитый БАМ. Эта магистраль проходит через северные районы Восточной Сибири и Дальнего Востока. Железная дорога является базой экономики Тайшета. В городе сосредоточены мощности для оказания всевозможных услуг, связанных с железнодорожным транспортом, начиная от техобслуживания, сортировки капитального ремонта подвижного состава и заканчивая железнодорожным музеем.

Также через Тайшет проходит автомобильная трасса "Сибирь", которая является частью Московского тракта. В Тайшете же начинается ответвление от дороги "Вилюй", которая в Братске соединяется с основной трассой. По "Вилюю" из Тайшета через Усть-Кут и Мирный можно добраться до Якутска. Правда, значительная часть дороги в настоящий момент проходит по зимникам. На этих участках капитальная автодорога находится в стадии проектирования.

Кроме транспортных артерий в Тайшете берет начало нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан. По нему нефть с западносибирских и восточносибирских месторождений поступает в Китай и нефтеналивные порты Тихого океана. С севера к городу подходит нефтеперегонная магистраль Куюмба - Тайшет.

Перекресток дорог - шанс для Тайшета. Если город будет привлекательным для тех тысяч людей, которые проезжают мимо него ежедневно, город вполне может стать одним из самых благополучных в России.

Начиная с 1930-х вынашивались планы по созданию в Тайшете крупного металлургического комбината. Ресурсной базой для него должно было стать Коршуновское месторождение железной руды. В первый раз реализации этих детально проработанных планов помешала Великая Отечественная война. Потом к идее вернулись в 1960-е годы. Основу металлургической агломерации должны были составить горно-обогатительный комбинат в Железногорске-Илимском и металлургический завод в Тайшете.

Организация этих производств должна была потянуть за собой создание в Восточной Сибири замкнутого цикла большого машиностроительного производства и обеспечение местными железобетонными стройматериалами бамовского промышленного района. Первую часть идеи - создание ГОКа в Железногорске-Илимском - удалось воплотить в жизнь. А вот дальше не задалось. Строительство Тайшетского меткомбината завода все время откладывалось. А в кризисные девяностые всем стало не до него. Несмотря на это, проект и сегодня сохраняет актуальность.

Между тем сейчас у Тайшета появилась возможность реализоваться в качестве центра цветной металлургии. В настоящее время завершается строительство Тайшетского алюминиевого завода - одного из крупнейших производств такого рода в стране. Ввод первой очереди завода в эксплуатацию намечен на 4-й квартал 2020 года.

В 2019 году в Тайшете появилась новая достопримечательность. Это построенный силами горожан большой двенадцатикупольный храм в честь иконы "Всех скорбящих Радость". Первая литургия в нем была совершена на Рождество. Небольшая, но размещенная на открытом пространстве церковь значительно выделяется над окружающей территорией. Ансамбль золотых куполов виден издалека.

В скором будущем храм должен стать частью комплекса мужского монастыря. Он строится под руководством монаха отца Николая (Микушина). Если проект воплотится в жизнь, это будет первый мужской монастырь, основанный на огромной территории Восточной Сибири за весь период новейшей российской истории.

Называться обитель будет в честь Христорождения. Строительство финансируется за счет пожертвований прихожан. Сейчас возводятся первые здания будущего монастыря.

Добраться до Тайшета общественным транспортом можно и на рейсовом автобусе, и на поезде. Стоимость билета на автобус на момент написания статьи 1280 рублей. Время в пути - 10,5 часов. От автовокзала в Иркутске ежедневно отправляются два рейса. 

Вариантов добраться до города на железнодорожном транспорте гораздо больше. Ежедневно по направлению от Иркутска до Тайшета и обратно следует около десятка пассажирских поездов. Время в пути - 11,5 часов. А стоимость билетов начинается от 1 100 рублей в общем вагоне на самом доступном поезде № 87 Иркутск - Усть-Илимск. Плацкарт (в зависимости от поезда) будет стоить от 2 100 до 3 000 рублей с копейками. Для того чтобы доехать до Тайшета из Иркутска на личном транспорте, придется преодолеть расстояние около 650 км.

Андрей Коршунов, СМ-Номер один. Фото автора. 

Читайте также