Издательство «МИФ»

Скончался известный в Братске коллекционер Спартак Арбатский

Имя Спартак ему придумал отец, учитель истории Михаил Арбатский. Он родился 19 марта 1936 года в Красноярском крае. Затем семья жила в Киренске. Весной 1945-го с мамой и сестрой решил покинуть сибирский север и поехал в Ставрополь. День Победы встречали в поезде. Но четыре года спустя  все вернулись в Киренск. 

Вскоре умерла мам, и Спартака отправили в детский дом в селе Непе Катангского района, на Нижней Тунгуске. В детдоме показал себя как юный художник - оформлял спектакли, изготовлял реквизит, играл в постановках. Хотел поступать в художественное училище, но не взяли из-за отсутствия среднего образования, ведь сам успел закончить только шесть классов. Был определен в Нижнеудинское железнодорожное училище, которое окончил и два года работал поездным вагонным мастером Нижнеудинского разъезда.

"В железнодорожном училище на трех больших листах ватмана гуашью и карандашом нарисовал Кремль. Преподаватель перед всеми повесил его на стену. Спустя десять лет приезжаю в училище, а Кремль мой висит. Приятно", - позднее вспоминал Спартак Михайлович. 

Потом армия, где рисование пригодилось – служил писарем-чертежником, переносил на секретные карты местности. Это помогло в будущем, когда за картографическую работу для Гражданской обороны получил вне очереди квартиру в Братске. После армии приехал к сестре в Заярск Братского района, где до затопления работал монтером радиоузла. Затем работал монтером в поселке Осиновка. После курсов повышения квалификации пять лет возглавлял радиоузел Вихоревского узла связи, совмещая работу с заочной учебой в Иркутском пушном техникуме. Получив диплом, стал работать охотоведом в Братском коопзверопромхозе.

Переехав в Братск, долгое время работал художником-оформителем Братского городского узла связи. А в начале шестидесятых приобщился к работе по дереву, с которой не расставался до последних дней. В 1970 году получил диплом областного конкурса "Молодость. Творчество. Современность". 

"Много лет я недооценивал капы различных деревьев. Если они овальные или круглые, то иногда делал чаши или вазы. Но меня никогда не интересовало внутреннее содержание капа. И со временем оно открылось само собой. Это целый мир красоты, необычной текстуры, прочности, не уступающей деревьям ценных пород и даже камню. И здесь, как говорится, семь раз отмерь, один раз отрежь. Надо очень внимательно подходить к тому, как его разрезать. Вдоль, поперек или наискосок. Как правило, при срезе текстура бывает разной. Разная и ее красота. Сначала можно отрезать с краю, не резать сразу пополам. Потом сверху и все будет видно. А потом уже резать в зависимости от того, что ты задумал.

Из срезов капа я делаю шкатулки. Текстуры совершенно разные. Даже из одних капов лиственницы не найдешь однообразного. Во первых, все зависит от размеров капа, во вторых, от размеров самого дерева, и даже от того, высоко или низко они растут, сухое оно или нет. Лежало ли долго на земле, лежало ли долго в воде, лежало в воде под землей. И все это разный материал, разный по прочности и по цвету. Самая необычная и красивая текстура бывает у капов, как ни странно, осины. Тут уже и камню надо потягаться. Но найти такой "самородок" - редкость. Можно срезать и десять капов осины, все будет обыкновенная текстура с явными проявлениями годовых колец. А прекрасный кап можно найти в дремучем лесу, во мшистой местности, где правят бал кедр, ель, пихта. Они своими хвойными лапами загораживают доступ солнца. Там всегда темно, сыро, неприятно. Там и растут, мучаясь и пробиваясь к солнцу со своими болезнями, березки и осинки. Они всегда корявые, небольшие. Но если на них образуется кап, а это опухоль на дереве, которая вырастает от удара по нему, то это может быть именно то, что ищешь. Такое случается редко, потому что эти деревья в силу своей незащищенности и условий жизни, как правило, погибают в раннем возрасте, и капы на них вырастать не успевают...Когда к нам в Братск приезжал Александр Солженицын, я не пожалел и подарил вазу писателю от имени Братского горисполкома. Мне самому доверили вручить ее. И конечно, никогда не забуду слова писателя: "Эта ваза будет стоять у меня на рабочем столе". Он записал мою фамилию, имя, отчество и крепко пожал руку".

Он помогал всем, кто ценил историю и древности - финансировал экспедиции Октября Леонова по поиску наскальных рисунков и стоянок первобытного человека, принимал участие в рождении музея "Ангарская деревня". В 1983 году, когда по инициативе заведующей отдела культуры Капитолины Шестак было создано Братское объединение самодеятельных художников "Колорит", возглавил его и руководил более 35 лет, представляя объединение на выставках в Москве, Красноярске, Чите, Иркутске, Барнауле, в Монголии и Германии.

"Ножовка, напильник, наждачная бумага - вот основной инструмент. Дрель только для того, чтобы просверлить дырку. Довожу свои работы после нолевки (самая мелкая наждачная бумага) рукой, как правило, по несколько лет. Мне говорят, издеваешься над собой. Есть же разная техника. Но не умею я на ней работать, а главное, не хочу. Мне кажется, что в ручных работах больше тепла, света, они как-то милей и родней. В них вложено столько труда, мысли, фантазии, сомнений. Я до сих пор помню детские сказки, и мастера Данилу, и дедушку уже совсем слепого, немощного, и как над ними издевались богатые. Как мне было жалко их тогда. И видно что-то осталось с той поры во мне, что не дает нарушить законы их мастерства, прилежания, хотя я и не достиг совершенства в этом большом народном деле - делать хорошо, красиво со всей отдачей своей души".

Много лет занимался собирательством и коллекционированием. Спичечные этикетки, монеты, часы (собрал более 160 старинных часов), значки (первых лет советской власти), книги, открытки, самовары, более 300 работа местных художников. В советское время к нему в квартиру водили иностранцев как в музей. В 2008 году ему присовено почетное звание "Народный макстер Иркутской области". 

А еще он был заядлым охотником. "Я по праву называю себя человеком природы. Более чем за сорок лет охоты в суровой тайге я научился видеть сквозь деревья, слышать о чем шумит ветер, читать мысли безмолвной ночи, три раза я один на один ходил на медведя, три раза тонул в ледяной воде, при том, что не умею плавать, два раза спасал тонущих детей, один раз спас квартиру и человека от пожара, второй раз спасал от пожара целый барак, затушил бак с бензином, горящий на машине ГАЗ-66, хотя пять человек стояли за деревьями и ждали пока он взорвется, выводил людей из горящей тайги. И везде я был победителем".

В последнее время он боролся с тяжелой болезнью. В марте ему исполнилось восемьдесят четыре. Сегодня Спартак Михайлович скончался. Об этом сообщил братский поэт Владимир Монахов.

Фото Геннадия Тараскова

По материалам сайта "Имена Братска" и мемуаров Спартака Арбатского


02.05.2020


Новости партнеров

Северная столица

Уроженцу Киренска, популярному актеру Леониду Кулагину - 80 лет!

Да Бохан их знает: юные КВНщики из бурятского поселка приняли участие в телепроекте

На всем пространстве СНГ оказалось два мужика - Лукашенко и Боровский

Иркутск после апокалипсиса времен Степана Шоболова

Выпускники лицея ИГУ провели свой «Последний звонок» в Minecraft

Актёр иркутского драмтеатра Яков Воронов отмечает шестьдесят пятый день рождения

Юбилей актрисы Тамары Панасюк

Тайшетские школьники нарисовали победу

Черемховская разруха поразила Меньшова, или почему «Любовь и голуби» не снимали в Сибири

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»