Владимир Демчиков: «Ольга», или Шабадинова прижилась

Владимир Демчиков
Владимир Демчиков
03 сентября 2016

Яна Троянова не так давно гениально сыграла в фильме своего мужа В.Сигарева «Страна ОЗ» «шебутную Шабадинову» (то есть замороженную провинциалку, безуспешно пытающуюся добраться до ларька на улице Торфорезов и вообще – прижиться в большом городе). Сейчас она дебютирует в сериале «Ольга» канала ТНТ. 31 августа в Иркутске были презентованы несколько серий – и посмотреть их стоило, даже если дома нет телевизора, и продолжение посмотреть не светит.

Сериал, судя по увиденным сериям, интересен, во-первых, своей неожиданной архаичностью, которая лишь на первый взгляд выглядит как острая современность. Спустя некоторое время после начала просмотра ловишь себя на том, что смотришь не сериал про в меру незадачливых и неудачливых жителей то ли подмосковных пригородов, то ли московских выселок. А смотришь настоящую античную комедию. Сериал «Ольга» это античная комедия в том смысле (вспомним полузабытое литературоведение), что перед нами типичный «низкий жанр», героем которого является «всякий сброд», изъясняющийся на грубом простонародном языке, и в котором с героями, представляющими собой шаблонные амплуа-«маски», постоянно происходят разного рода комические ситуации.

Все это в «Ольге» есть с избытком. Заполошная героиня – мать-одиночка, ее папа – классический алкоголик, сестра – классическая похотливая сучка, ухажер – классический добрый идиот, дочка – начинающая халда, вся в мамашу, сын – закомплексованный и злобный недомерок, и так далее. В общем, все хороши и каждый представляет собой какой-то .написанный у него на лбу толстым фломастером человеческий порок. Разговаривают герои – как и полагается в античной комедии – на грубом разговорном русском, крайне сниженном и очень смешном. Все, что с ними происходит, можно описать одним словом: катастрофа. Жизнь каждого героя сериала протекает в режиме непрерывной катастрофы, и в этом, то есть в умении жить в режиме катастрофы и воспринимать жизнь в таком режиме как, в общем, норму – видимо, один из главных «месседжей» сериала (если позволительно говорить о «месседже» зрелища, призванного прежде всего смешить).

Из сходства с античной комедией следует еще одна особенность и сериала «Ольга», и некоторых успешных российских фильмов: чем ниже герои находятся на социальной лестнице, тем больше материала для ураганной комедии можно из их жизни извлечь. Именно там, где протекает жизнь в режиме катастрофы и идет ежедневная борьба за существование – люди смешнее всего выглядят, поступают и разговаривают. То есть в самом деле, без всякой иронии, российский киногерой только тогда по-настоящему интересен режиссеру комедии (и, видимо, ее зрителю), когда он находится, условно говоря, ниже потенциального зрителя по социальной лестнице.

Это, кстати, оказалось и некоторым препятствием для восприятия сериала: после просмотра сразу несколько моих собеседников категорически осудили «ужасную жизнь» героев сериала, который, как выяснилось, просто вогнал их в депрессию. Всю комическую составляющую эти возмущенные зрители при этом просто проигнорировали. А увиденные четыре серии были между тем невероятно  смешны. Однако то, что герои были, в глазах некоторой части зрителей, тем самым «всяким сбродом» (из античной комедии) – неожиданно оказалось проблемой.

Однако если вспомнить героиню «Страны ОЗ» Шабадинову – сериал «Ольга» неожианно выглядит почти продолжением фильма. Шабадинова «прижилась», сменила имя, дважды родила непонятно от кого, перевезла папу-алкаша, плюнула на личную жизнь и копит на олл-инклюзив. И при этом задорно скандалит с домашними, воюет с папашей, строит сестру, воспитывает выпрягающихся детей – и непрерывно страдает от изобретательного вероломства с их стороны.

Единственное, чего не хватает сериалу, чтобы окончательно стать классической античной комедией – это ответа на вопрос «для чего это все». Античные авторы в своих комедиях активно вмешивались в текущие политические расклады, задевали реальных персонажей, воевали, полемизировали. Ничего этого в «Ольге», конечно, нет, канал ТНТ принципиально не касается текущей общественной проблематики. Поэтому весь искрометный юмор сериала так быстро забывается – как смешной, но бессмысленный анекдот. Вроде бы и смешно было – а вспомнить не получается.

Возрастное ограничение: 16+

Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также