22 мая 2022
00:32

Владимир Демчиков: Анна Пармас: полет на Шнуре

Владимир Демчиков
06 мая 2016

30 апреля в сети появился очередной клип группировки «Ленинград» «В Питере – пить». За несколько дней клип играючи преодолел отметку в четыре миллиона просмотров, и стало ясно, что он, может, и не обойдет предыдущий клип Шнурова «Экспонат» (про лабутены, там уже 70 миллионов), но все равно просмотров будет по нашим меркам много.

И тут даже мне, совсем не поклоннику Шнурова, упрямо не досмотревшему до конца этот «клип про лабутены» (ну не люблю я Шнурова) и мстительно хохотавшему над идиотской «цензурированной версией» лабутенов для Первого канала – стало наконец уже интересно. 

И я таки посмотрел этот клип «В Питере - пить». И должен честно признать – я «тире» проиграл в этой войне.  Клип отличный, но это не все. Еще и песня оказалась удачная, что для Шнурова редкость. И особенно – вот это припевчик, с очевидно-неожиданной фонетической игрой «Питера» и «пить», и особенно с великолепной опять же фонетической виньеткой «в питере-тире-пить». В этом припеве товарищу Шнурову удалось настолько прыгнуть выше своей обычной головы (тексты его я, мягко говоря, ценю не особенно), что просто респект и уважуха.

Надо сказать, что вообще Сергей Шнуров – это сейчас в смысле успешности артист номер один, конечно. Хотя все его песни – это, на мой дилетантский вкус, довольно прозрачные манипуляции, использующие наши понятные слабости по принципу простенького контраста. Если у нас на сцене скачут «накрашенные тараканы» (как однажды певец шансона Новиков назвал певца попсы Киркорова) и надрываются женоподобные лирические мужчинки – Шнуров на сцене подчеркнутый мужик с ярко демонстрируемым мужским достоинством. Если у нас тексты песен условно-приличные и законодательно запрещают мат – Шнуров, ясное дело, бурно матерится. Если аранжировки и у «рокеров», и у «попсовиков» теперь уже похожи до степени смешения – Шнуров ставит на сцену духовой оркестр. Если все сюсюкают – он грубит, если все за Путина, он за… Нет, он, конечно, не против Путина, но вот ему похер, за кого все. Ему даже похер, за кого он сам. Ему вообще как бы все похер – кроме точного попадания в нужную цель (всегда одну и ту же) под названием «максимальный резонанс». В этом он, кстати, абсолютно прав, добиваться отклика – и есть дело артиста. Но именно поэтому, честно говоря, следить за его артистической карьерой с какого-то момента стало, в общем, довольно неинтересно и даже скучно. Потому что – повторяющийся прием. Песни при этом он пишет тоже довольно простенькие, кому-то нравится, а мне – нет. Причем, подозреваю, что тем, кому нравятся его песенки, нравится прежде всего сам Шнуров: харизматичный, решительный, победительный и в охренительных штанах. И что бы он ни пел, такой хорошенький – все годится.

Но вот с клипами – это уже немного другая история. Все клипы «Ленинграда» последних лет набирали очень приличное количество просмотров, и умный Шнуров совершенно закономерно уделял им большое внимание и даже, говорят, придумывал, что там за событийный ряд и что за персонажи должны быть. Но вот с последними четырьмя клипами (уже даже не клипами, а маленькими фильмами) произошел явный прорыв в смотрении.

«Вип» - 6 минут, 17,9 млн. просмотров.

«ЗОЖ» - 3 мин., 21,9 млн. просмотров.

«Экспонат» - 7 мин., 70,7 млн. просмотров.

«В Питере - пить» - 7 мин., 4 млн. просмотров менее чем за неделю.

Все эти четыре клипа сняла режиссер Анна Пармас (ударение на первом слоге). Она уже двадцать лет занимается кино, телевидением, сценариями, когда-то режиссировала «Осторожно, модерн» с Нагиевым, сняла два фильма с Дуней Смирновой – в общем, она профессиональный и опытный человек. Профессиональный в том числе и в умении воспользоваться уже кем-то найденным ходом (клип «Вип», например, это просто римейк «Маленькой Веры»). То, что она умеет хорошо - это, конечно, снимать «узнаваемо», но в этом она не одинока, столь же «узнаваемо» снимает, например, Крыжовников. То, что она умеет лучше Крыжовникова – это снимать «про девочек» («Вип» и «Экспонат»). Но вот в «В Питере - пить» у нее отлично получилось снять уже «про мальчиков». Из этого клипа вообще можно легко вообразить себе целый сериал, с мотивами из «Брата», «Иронии судьбы» и прочего Владимира Семеновича Высоцкого – это ведь все были истории про мужиков. И что особенно хорошо в «Питере» - это придуманные режиссером микрореакции актеров в крупных планах. Такие мелочи (от маленьких эпизодических ролей до актерских мимолетных движений и вообще всяких мелких деталей в кадре) – это в последнее время для меня почему-то чуть ли не самое интересное, что бывает в кино.

Вообще настоящее большое кино почему-то получается почти всегда из историй про мужиков. Снимая про женщину, режиссер как бы плавает, снимая про мужика – идет по земле. И если Анна Пармас однажды сделает кино про мужиков – непременно схожу посмотреть.

Кстати, самый популярный клип группы Maroon 5 –  «Sugar» – сделан точно в такой же манере «узнавания», и тоже «про девочек», так что Анна Пармас тут не открывает Америку. Но просмотров у «Sugar», на минуточку, 1 миллиард 200 миллионов – то есть сразу понимаешь, глядя на эти цифры, где мы находимся.

И все же, и все же. Мгновенно запоминающиеся герои, убийственные детали («все нормально, деньги есть»), отличный припев, дозированная шнуровская провокационность, немного советских аллюзий и питерской фронды – и, кажется, ничего уже и не нужно, чтобы радостно смотреть это маленькое кино, открыв рот.

Однако как вспомнишь про 1 млрд. 200 млн. просмотров клипа «Sugar» - рот как-то сам собой закрывается. И это они наколотили без всяких провокаций и матов, одним сахарком и поглаживанием. А вот у нас – чтобы были просмотры – непременно надо материться. Ничего не поделаешь – традиционные ценности.

  

 

Все статьи автора
Читайте также