7 августа 1900 года ледокол «Ангара» спустили на воду

07 августа 2020

Ледокол «Ангара» - один из наиболее узнаваемых исторических памятников Иркутска и самый старый из сохранившихся ледоколов в мире. Он был спущен на воду 120 лет назад.

ангара

В наши дни «Ангара» все еще остается на плаву, но теперь судно бороздит моря времени, вот уже 30 лет оставаясь пришвартованным к пирсу в микрорайоне Солнечный. Его палубы и каюты стали музейными экспонатами, которые ежегодно посещают тысячи посетителей. В их числе оказался и корреспондент газеты «Иркутск» Наталья Федотова.

- Больше нигде в мире нет подобных плавучих памятников, - такими словами встречает Константин Пашков, старший научный сотрудник Иркутского областного краеведческого музея. - Похожий ледокол под названием «Тармо», 1907 года выпуска, сохранился в Финляндии. Однако в истории своей страны он не сыграл никакой роли, в то время как вклад «Ангары» в историю России сложно недооценить.

Действительно, стоит ступить на палубу корабля-музея, как попадаешь под очарование его мощной харизмы.

Вот мы видим в экспозиции часы - по ним Вячеслав Базилевский (капитан, благодаря которому ледокол уцелел в горниле Гражданской войны) сверял время ровно сто лет назад. Да и сама металлическая палуба словно шепчет о том, как сильно досталось ледоколу за его долгую жизнь - оригинальная дубовая палуба сгорела в 1980-х, когда судно было предано забвению…

Появление ледокола «Ангара», равно как и его предшественника, ледокола «Байкал», неразрывно связано со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали. Поскольку в 1862 году Япония объявила себя империей и у нее появились притязания на земли Юго-Восточной Азии, Российскому государству требовалось соединить транспортные артерии, чтобы иметь возможность перебрасывать свои войска к восточным границам.

Возле Байкала проектировщиков поджидали серьезные трудности. Мощность электровозов на тот момент не позволяла преодолеть горные перевалы, а строительство КБЖД только планировалось, поэтому выход нашли в налаживании железнодорожно-паромной переправы. Подобные уже существовали в мире. В частности, в Северной Америке, на озере Мичиган, работал ледорез «Святая Мария»: он и был выбран в качестве образца для «Байкала».

Паром-ледокол «Байкал» заказали в 1895 году в английской фирме «Армстронг, Уитворт и К°». Он насчитывал 6900 деталей. Больше года изделие везли на телегах и теплоходах от Красноярска, где в те годы заканчивалась железная дорога. В районе Падунских порогов на Ангаре, где теплоходы не могли преодолеть течение, даже специально построили четыре километра железнодорожных путей.

В июне 1899 года «Байкал» спустили на воду в поселке Листвяничное. Паром был огромен - в него входили 27 груженых вагонов. Тем не менее в помощь ему решили заказать еще одно судно ледокольного типа. «Ангару» также построили в Англии (Ньюкасл), и доставили тоже в разобранном виде. Его строительство влетело казне в копеечку - 770 тысяч царских рублей (1,5 млрд рублей в современном эквиваленте). Трюм «Ангары», в свою очередь, вмещал 250 тонн груза - это содержимое 10 ж/д вагонов. Но, в отличие от «Байкала», целиком вагоны на «Ангару» не заезжали.

На воду «Ангару» спустили в специально отстроенном доке Листвянки - 7 августа (25 июля по старому стилю) 1900 года. Оба ледокола ежедневно совершали по два рейса от порта Байкал до станции Мысовой, а позднее - до Танхоя.

- У японцев был простой план, - рассказывает Константин Пашков. - Они думали, что победят раньше, чем Россия перебросит свои войска. Но не учли, что русские успеют сделать паромную переправу. Кратчайший путь был налажен в 1903 году, как раз перед началом войны.

Всю зиму ледоколы, конечно, не ходили, но их использование позволило увеличить сроки навигации на два месяца. Во время Русско-японской войны существовал также санный путь, а с 17 февраля по 5 марта 1904 года по льду прокладывали еще и рельсы.

- Строительство ледоколов, по сути, было вынужденной временной мерой. И свою функцию они выполнили. Когда мирный договор заключили, Россия не отдала территории в Приморье, на Сахалине, не выплатила контрибуцию. Таким образом, «Ангара» помогла сохранить наши земли.

Ледокол «Байкал» уничтожили в 1917 году, когда красные, которые им тогда завладели, отступали. Во время перестрелки снаряд попал в отсек с горюче-смазочными материалами, судно вспыхнуло как спичка. После откачки воды выгоревший корпус отбуксировали в порт Байкал, где он простоял до 1926 года. После его порезали на металл, но есть вероятность, что нижняя часть корпуса до сих пор находится на дне озера в истоке Ангары.

А вот «Ангара» уцелела. Капитан Базилевский после долгого лавирования по бухтам все-таки сдал ледокол белым. У последних он ходил как пассажирский пароход. Шестого января 1920 года на борту судна произошла трагедия - казнь подозреваемых в организации восстания в Иркутске. Тогда погиб 31 человек.

- В архивах музея есть телеграмма от командующего всесоюзными войсками генерала Жанена, - отмечает Константин Пашков. - В ней он просит разобраться в случившемся, подвергнуть виновных суду. Увы, повод, из-за которого произошло это массовое убийство, до сих пор неизвестен.

После революции «Ангара» совершала рейсы по Байкалу, перевозя грузы и пассажиров, буксируя баржи. В 1929 году потерпела первое крушение и едва не затонула: напоровшись на мель возле Ольхона, получила шестиметровую пробоину. В 1931–1932 годах прошла капитальный ремонт. 

Во время Великой Отечественной войны ледокол перевозил баржи с рыбой, а в 1949 году был вновь поставлен на капитальный ремонт. Из-за осложнений с использованием старого стапеля «Ангара» смогла выйти в плаванье только в июле 1960 года. 

Однако уже спустя два года, зимой 1962 года, ее исключили из состава флота в связи с моральным износом. В 1967 году ледокол передали Иркутскому областному комитету ДОСААФ, однако спустя восемь лет организация отказалась от «ржавого балласта».

Позже, по официальной версии, судно дважды уходило под воду. Иркутянин Владимир Волокитин, принимавший участие во всех подводных работах по подъему «Ангары», утверждает, что даже три. В первый раз это произошло в 1975 году, в заливе на 21 километре Байкальского тракта. На уже бесхозном пароходе кто-то открыл кингстоны, внутрь проникла вода, откачивали ее вручную. Второй раз - уже после того, как ледокол отбуксировали в Солнечный и хотели сделать здесь музей революции. Но кто-то устроил внутри пожар, в результате чего выгорели все деревянные надстройки. Плохо закрепленное судно течением оттащило по диагонали в сторону плотины, вода опять попала в трюмы, и тут уже «Ангара» затонула по-настоящему - полностью ушла под воду корма, торчала только носовая часть.

В 1984 году благодаря стараниям Николая Францевича Салацкого, в то время занимавшего пост председателя областного отделения Всероссийского общества охраны памятников, ледокол подняли, поставили на временную стоянку на 21-м километре, а затем отбуксировали в район Мельничной пади, где «Ангара» вновь затонула, но денег на ее подъем в бюджете уже не было. И здесь огромную роль сыграли неравнодушные иркутяне. Бросили клич с призывом помочь возрождению былого величия «Ангары», собирали деньги на заводах, в научных институтах, даже ребята из студенческих строительных отрядов выделяли определенные суммы…

Провели благотворительную лотерею. В итоге собрали даже больше, чем нужно, - 1,5 млн советских рублей. Так что иркутяне всем миром помогли восстановить ледокол.

В 1988 году в Чертугеевском заливе полным ходом, без выходных, шла работа по восстановлению «Ангары». В 1990 году отреставрированный ледокол занял свое почетное место в заливе ГЭС у специально построенного пирса. 

Весной 1991 года состоялось его торжественное открытие, судно передали Иркутскому отделению ВООПИК. В дальнейшем уникальную площадку не единожды сдавали в аренду, в том числе и под редакцию газеты. А в 2015 году ледокол передали в ведение Иркутского областного краеведческого музея.

Сейчас на ледоколе представлена экспозиция «По волнам славного моря Байкал», работает молодежная военно-патриотическая организация «Святослав», проводятся интерактивные экскурсии, творческие встречи и концерты, фестивали детской песни и многое другое. За прошедшие пять лет на «Ангаре» побывало более сорока тысяч посетителей со всего мира. Были даже гости из Ньюкасла. Они рассказывали, что на родине ледокола ничего подобного не сохранилось.

- На Волге, в Саратове, на глубине шести метров лежит утонувшее паровое судно, - говорит Иван Беспалов, заведующий музейным отделом «Ледокол «Ангара». - Оно старше «Ангары» на 5 лет и сделано на том же заводе. Если его поднимут и отреставрируют, мы окажемся на втором месте. Но пока «Ангара» - самый старый из сохранившихся ледоколов в мире.

Сейчас на борту полным ходом идет реставрация: приведены в порядок каюты, покрыто свежей краской машинное отделение. К следующему лету будет готово котельное отделение. Планируется полностью восстановить шлюпочную палубу, рулевую рубку, каюту капитана.

Большую часть наиболее интересных экспонатов сейчас можно увидеть в каюте первого класса, когда-то предназначенной для обеспеченных пассажиров. Сохранились, например, родной судовой колокол, пепельница первого капитана Иоганна Мазура и часы второго - Базилевского. Есть и штурвал, аналогичный тому, что стоял когда-то на «Ангаре» - от судна «Бардъ», также входившего раньше в состав Байкальской железнодорожной паромной переправы. К окончанию реставрационных работ штурвал займет свое законное место в рулевой рубке.

- Многие думают, что мы находимся на бетонной подушке, - улыбается Иван Беспалов. - Но все по-настоящему. Осадка ледокола 4 метра, а под ним до дна еще столько же. Когда мимо проходит какой-нибудь катер, нас качает в разные стороны. И зимой, когда ломается лед, - тоже. Скрежет льдин хорошо слышен в машинном отделении, которое располагается ниже ватерлинии.

Другой удивительный факт - ледокол находится в практически рабочем состоянии. При желании и наличии грамотных специалистов паровой механизм возможно запустить.

- В последний раз двигатель заводили в начале 2000-х годов, при помощи электромотора. Пока он работал на холостых оборотах, многие посетители в ужасе убегали. Двухэтажная паровая машина, и правда, ужасно грохочет, когда все ее составные части приходят в движение.

Уже сейчас посетители музея могут увидеть обновленное машинное отделение ледокола и прикоснуться к силовым агрегатам судна, сохранившим свой исторический облик. Для более комфортного ориентирования разработана навигация по отделу, установлены информационные таблички с названиями и описанием помещений, судовых механизмов. Много информации и из истории байкальского пароходства. 

Так, сохранились богатые воспоминания одного из капитанов «Ангары» Георгия Лазо, благодаря которым стало известно, что на Байкале два раза проводили военные маневры - в 1936 и 1980 годах. Можно послушать о том, как «Ангару» перетаскивали через устье реки в районе Шаман-камня. Глубина в этом месте никогда не поднимается больше двух метров, а осадка ледокола - четыре. Приподнимали его тогда при помощи лихтеров, а корму тащили волоком, уповая, что ледокол выдержит… 

Скоро появится еще одна экспозиция, посвященная освоению озера Байкал от казаков-первопроходцев до строительства КБЖД.

В течение 2020 года Иркутский областной краеведческий музей активно готовился к празднованию юбилея судна. Выпустили новую линейку сувенирной и полиграфической продукции, подготовили передвижную планшетную выставку, посвященную истории ледокола «Ангара» для экспонирования в муниципальных музеях Иркутской области. В планах музея на 2021 год - подготовка к изданию альбома о ледоколах «Ангара» и «Байкал».

Пандемия коронавируса и режим самоизоляции внесли коррективы в запланированные музеем юбилейные торжества. По объективным причинам почти все их пришлось сократить. Тем не менее праздничные мероприятия, с учетом введенных ограничений, состоятся. Посетителям в этот день будут дарить памятные призы и подарки.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также