Бестиарий на выставке «Содружество школ и поколений»

08 июля 2022

В середине июня состоялось открытие областной художественной выставки «Содружество школ и поколений», приуроченной к 90-летию Иркутского отделения Союза художников России и 85-летию Иркутской области.

По сути, это один из наиболее масштабных срезов современного искусства нашего региона. Сто художников Приангарья - живописцев, графиков, скульпторов, ювелиров, мастеров декоративно-прикладного искусства - представили своё творческие видение на окружающий мир, историю, природу и человеческую натуру.

Впечатляет диапазон жанров, показанных на выставке: это не только традиционные пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой, исторический жанры, но и творческий поиск, эксперимент, синтез.

Среди этого разнообразия можно выделить один аспект, что многие авторы обращаются к изображению животных. Анималистика относится к одному из древнейших жанров изобразительного искусства, практически в каждом уголке планеты обнаружено значительное количество наскальных рисунков, возраст которых исчисляется десятками тысяч лет. В центре внимания архаичного художника сцены охоты, жертвоприношения, причём исполненные порою с виртуозной точностью, как внешности, так и характера персонажей.

На выставке «Содружество школ и поколений» интерес к братьям нашим меньшим проявлен по-разному.

В декоративной манере решены живописные работы Сергея Атавина, Натальи Балакиной. Замечательную «Кормилицу», то есть корову на полотне Григория Свердлова, замечают не сразу и не все зрители. Марина Синишина-Шпирко представила диптих «Хужирские заборы», где героями сюжета выступают кот и ворона. С одной стороны, вполне обыденная сценка, но интерпретация автора подводит к некой сказочности и аллегоричности момента.

В скульптуре и предметах декоративно-прикладного искусства реалистичность уступает место символической трактовке образов.

Многофигурная композиция «Из жизни насекомых» Дмитрия Осипова продолжает тему сказочности. Забавный сюжет навевает настроение лета, радости и беззаботности.

Популярностью пользуется «птичья» тема. Необычная композиция «Птенчик с мечтой» Ольги Копёнкиной вызывает и улыбку, и некоторые вопросы. А что за мечта должна быть у птенца? А если это аллегория, о чём она? А вот «Сова» Павла Михайлова при малых габаритах монолитна и внушительна. Лаконична, но внутренне очень содержательна. В символике ночной птицы существует множество вариаций: ей приписывают мудрость и проницательность, с ней ассоциируют мрак и смерть. Славяне видели в сове воплощение злого духа, а древние греки наоборот почитали птицу, как спутницу богини Афины. В Теотиуакане богиня дождя почиталась в виде священной совы.

Известный иркутский скульптор Лев Сериков в своём творчестве обращается к одному из самых колоритных литературных персонажей из романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова – коту Бегемоту. Звериная натура животного умело сочетается с вполне антропоморфными выражениями физиономии героя.

Художник Владимир Максимов использует животные образы для передачи сакральных идей. Серия «Хранители» привлекают внимание изящными линиями, стилизованностью форм и гармоничным сочетанием латуни и драгоценных камней.

В целом, путешествовать по такой разноплановой выставке всегда интересно и познавательно. Каждый посетитель может найти именно ту тему, которая ему близка.

                                                        Мария Моженкова, искусствовед

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также