Художник Людовика XIII в коллекции Иркутского художественного музея
08 декабря 2022
В постоянную экспозицию западноевропейского искусства Иркутского художественного музея после реставрации вернулась картина известного французского классициста Николя Пуссена. Об этом Мария Моженкова.
Монументальное полотно «Избрание апостолов» имеет непростую судьбу.
Когда оно было создано и каким образом попало в Иркутск – доподлинно не известно. История полотна начинается с семейства купцов Трапезниковых. Картина «Избрание апостолов» кисти известного французского художника XVII века Николя Пуссена была преподнесена в качестве свадебного подарка Платону Петровичу Сукачёву и Аграфене Никаноровне, урожденной Трапезниковой, новобрачным, будущим родителям Владимира Сукачёва. Работа французского мастера занимала почетное место в коллекции Владимира Платоновича.
Одна из легенд гласит, что в 1920 году чехословаки в свою бытность в Иркутске жили в усадьбе Сукачёва и при эвакуации пытались скрытно увезти одну из ценнейших картин «Избрание апостолов» Пуссена. Но уже наступившее в их рядах разложение помешало осуществить этот замысел: один из чехов заявил о краже в местные органы власти. Чешский воинский эшелон уже был готов к отправке, когда представители ВЧК явились с розыском картины. Осмотр всего эшелона не дал желаемых результатов, и только на обратном пути одна из теплушек у опытных чекистов вызвала подозрение. Необычное веселье шло в этом вагоне. Посередине стоял большой, наскоро сколоченный стол, покрытый белыми простынями и уставленный бутылками вина, закусками и стаканами с горячим чаем. Вторичный осмотр всех углов и нар теплушки подходил к концу, как вдруг, случайно опёршись рукой о стол, один из сотрудников ВЧК почувствовал упругую поверхность и, откинув скатерть, показал всем картину…
В память о тех событиях на полотне сохранился след от кружки с горячим чаем, заметный даже после реставрации. После неудавшегося похищения работа поступила в Художественный музей вместе с остальной коллекцией галереи В. П. Сукачёва.
Творчество Николя Пуссена в мировой истории живописи трудно переоценить. Он является основателем такого стиля живописи как классицизм. Французские художники и до него были традиционно знакомы с искусством итальянского Ренессанса. Но они вдохновлялись произведениями мастеров итальянского маньеризма, барокко, караваджизма.
Пуссен был первым французским живописцем, который воспринял традицию классического стиля Леонардо да Винчи и Рафаэля. Обращаясь к темам античной мифологии, древней истории, Библии, Пуссен раскрывал темы современной ему эпохи. Ясность, постоянство и упорядоченность изобразительных приемов Пуссена, идейная и моральная направленность его искусства позже сделало его творчество эталоном для Академии живописи и скульптуры Франции, которая занялась выработкой эстетических норм, формальных канонов и общеобязательных правил художественного творчества.
К 1634-1636 годам мастер становится популярным во Франции, и кардинал Ришелье заказывает ему несколько картин на мифологические темы – «Триумф Пана», «Триумф Вакха», «Триумф Нептуна». Это так называемые «Вакханалии» Пуссена, в творческом решении которых чувствуется влияние Тициана и Рафаэля. Наряду с этим появляются картины на историко-мифологические и историко-религиозные сюжеты, драматургия которых построена по законам театрального жанра: «Похищение сабинянок», «Аркадские пастухи».
В 1640 году, по предложению Ришелье, Пуссен назван «первым живописцем короля». Людовик XIII заказывает мастеру написать картины для его капелл в Фонтенбло и Сен-Жермене. Художник возвращается в Париж, где получает ряд престижных заказов, в том числе – на выполнение декора Большой галереи Лувра (осталась незаконченной). В Париже Пуссен сталкивается с неприязненным отношением к себе многих своих коллег, среди которых был и Симон Вуэ.
Жизнь в Париже сильно тяготит художника, он стремится в Рим, куда и возвращается в 1643 году. Последние годы жизни Пуссен провёл в своей мастерской в Риме.
Воспевая патриотизм, стоическую преданность общественному долгу, Пуссен выступил глашатаем идеи гражданского единения, основанного на принципах разумной человечности. При видимой отвлеченности идеалов художника, он передал в искусстве дух своего времени и своего народа.
Картина «Избрание апостолов» из коллекции Иркутского художественного музея не оставляет равнодушным и современного зрителя, побуждая к размышлению и созерцанию.
Мария Моженкова, искусствовед
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!