Премьеру рок-оперы «Антигона» в Иркутском музыкальном театре назвали главным театральным событием года
08 декабря 2024
В Иркутском музыкальном театре имени Н. М. Загурского прошла премьера рок-оперы «Антигона».
Рок-опера поставлена по мотивам одноимённой древнегреческой трагедии Софокла. Постановка приурочена к 30-летию её создания иркутским композитором Владимиром Соколовым на сцене основанного им экспериментального театра-студии «Театр пилигримов».
В возрождённой рок-опере, грандиозной по своему масштабу, задействованы солисты, хор, артисты балета, симфонический оркестр и рок-группа EXTROVERT. Поставила спектакль главный режиссёр театра Анастасия Гриненко.
– В своё время рок-опера «Антигона» стала культурным прорывом. Здорово прикоснуться к этому явлению, дать спектаклю вторую жизнь в новом прочтении. В музыке заложен мощнейший энергетический заряд, у людей, которые видели спектакль 30 лет назад, до сих пор горят глаза. Поэтому у нас было особенное, трепетное отношение к работе над этим материалом, – рассказала Анастасия Гриненко.
Возвращение спектакля зрителю потребовало немалых творческих усилий от всей постановочной команды. Не сохранилось нот и партитуры произведения, в распоряжении авторов спектакля была лишь старая видеозапись. Для восстановления музыки, создания новой редакции и аранжировки театр обратился к композитору, рок-музыканту, лауреату национальной театральной премии «Золотая маска» Александру Пантыкину (Екатеринбург). Мастер бережно сохранил основные темы и лейтмотивы, задуманные создателем оригинала, дописал авторские номера в той же стилистике.
- В музыкальном театре главное не ноты, не клавиры и не партитуры – здесь главное образ, идея, которые мы несём в спектакле. Мне хотелось максимально сохранить мотивы Владимира Соколова, чтобы осталось авторское звучание, сохранить дух той постановки. Работа была сложная, потому что сроки очень короткие. Обычно композитор пишет музыку заранее. Здесь же над каждым номером мы работали вместе с режиссёром, каждый день выходили на связь и сравнивали свои впечатления, – поделился Александр Пантыкин.
По словам главного дирижёра Иркутского музыкального театра Виктора Олина, в современной музыкальной редакции создана «уникальная конструкция, в которой идеально соединились и художественный замысел режиссёра, и музыка маэстро Соколова, и пожелания участников группы EXTROVERT, игравших ещё в первой постановке и знающих её самобытность».
Трагедия «Антигона», признанная одним из шедевров мировой литературы, появилась ещё в V веке до н.э., произведение повествует о силе духа, милосердии и границах власти. В либретто Анастасии Гриненко более подробно раскрыта предыстория событий пьесы, введены новые герои, сюжетные линии и темы, что делает повествование более многослойным. При этом в новой версии сохранены стихи Марины Цветаевой и Осипа Мандельштама, включенные в ткань повествования автором рок-оперы.
Особенную атмосферу спектакля создаёт эффектная, броская и внушительная сценография, выполненная художником-постановщиком из Санкт-Петербурга Сергеем Новиковым. Как признаётся мастер, работать над спектаклем он согласился не задумываясь, как только узнал, что речь идёт о личности Владимира Соколова, с которым художник был знаком с юности. В своём сценическом решении он стремился быть ближе именно к музыкальному материалу.
– Центральным импульсом стало не столько представление о Древней Греции, сколько время написания музыки. Это брутальная эстетика рока 90-х, а в основе – само имя Антигоны. Буквы имени трансформируются во время спектакля. Вопрос соединения современности с античным миром пьесы решается через элементы и знаки разных эпох, – пояснил Сергей Новиков.
Премьерные спектакли состоялись 6 и 7 8 декабря 2024 года.
8, 29 и 30 января 2025 года зрители также смогут увидеть новую постановку в Иркутском областном музыкальном театре имени Н. М. Загурского. Вместе с ними оценят премьеру и видные специалисты в области музыкального театра – исполнительный директор Ассоциации музыкальных театров Наталья Зыкова (Москва), музыкальный и оперный критик Владимир Дудин (Санкт-Петербург), музыкальный критик, ведущий редактор литературно-издательского отдела Большого театра России Кей Бабурина (Москва), музыкальный и балетный критик Екатерина Беляева (Москва).
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!