Владимир Демчиков: «Трамбо»: через тюрьму и Мексику – к победе коммунизма и «Спартака»
10 февраля 2016
Когда мне было лет десять, я посмотрел внезапно объявленный для повторного показа американский фильм «Спартак» (когда он в первый раз вышел в советский прокат, я еще ездил в коляске, разглядывая небо). Это был, как сейчас помню, единственный сеанс в ДК завода им. Куйбышева. Сейчас там ресторан «Сенатор» и неработающий ночной клуб, в зале которого и был в советское время киноконцертный зал. Помню, в кассе на этот единственный сеанс была страшная давка. То, что исполнителя главной роли зовут Кирк Дуглас, я, кажется, почему-то знал (видимо, уже читал «Советский экран»). Но ни об авторе романа, ни о режиссере, ни тем более о сценаристе никакого понятия, конечно, не имел – кому нужны какие-то режиссеры-сценаристы в 10 лет? И только сейчас (к стыду своему), посмотрев «Трамбо», я узнал кое-что про историю этого фильма. Хотя про «Спартак» в фильме говорится в самом конце и совсем немного. Для рассказа о фильме неизбежно потребуется вкратце изложить всю эту историю (для не смотревших фильм: в следующем абзаце спойлер).
Фильм «Трамбо» (2015) - биографическая драма о тринадцати годах из жизни преуспевающего голливудского сценариста Далтона Трамбо. Вернее, преуспевавшего до 1947 года. Фильм начинается в 1947 году, когда его, успешного сценариста и при этом члена коммунистической партии США с 1943 года, за отказ сотрудничать с Комиссией по антиамериканской деятельности Конгресса США сначала сажают на год в тюрьму («за неуважение к Конгрессу»), а затем вообще запрещают работать в кино. Неуважение к Конгрессу выражалось в том, что Трамбо и его товарищи (так называемая «голливудская десятка») отказались на заседании Комиссии называть фамилии своих коллег, симпатизирующих коммунистам. После борьбы в судах и года в тюрьме Трамбо уехал в Мексику и там продолжил писать сценарии. Но поскольку заключать с ним договор студии не могли, на сценариях Трамбо ставили свои имена его друзья и коллеги (хотя, думаю, многие в Голливуде знали правду, как это было, например, в СССР, где непечатаемые поэты занимались стихотворными переводами, публиковавшимися под именами их друзей). За время мексиканских каникул Трамбо написал сценарии к множеству фильмов, в том числе к двум фильмам которые получили «Оскара»: «Римские каникулы» (1953, «Оскар» за лучший сценарий игрового фильма) и «Отважный» (1957, «Оскар» за лучший сценарий игрового фильма). Но ни в том, ни в другом фильме его фамилия не была упомянута в титрах, и «Оскаров» получили другие люди. Только после смерти Трамбо в официальный список лауреатов «Оскара» были внесены изменения.
Режиссер «Трамбо» Джей Роуч (среди прочего снявший прекрасные «Знакомство с родителями» и «Знакомство с Факерами») снял этот фильм, как и полагается комедиографу, как «графический роман», сделав основных персонажей фильма яркими почти до карикатурности. Светская колумнистка Хедда Хоппер в великолепном исполнении Херен Миррен, ядовито-обходительная борцовщица с коммунистической заразой, прекрасна в своей непримиримости и готовности с нежной страстью искоренять эту заразу и давить ее носителей везде: в прессе, лично и при помощи влиятельных друзей-политиков. Звезда вестернов Джон Уэйн (Д.Дж.Эллиотт), вальяжный король Голливуда, соратник Хедды Хоппер и, кстати, один из любимейших актеров режиссера Джея Роуча, ненавидит Трамбо со всей силой своего не замутненного интеллектом могучего актерского темперамента. И, наконец, совершенно замечателен сам Далтон Трамбо в незабываемом исполнении Брайана Крэнстона (любители сериалов знают его по главной роли в Breaking Bad). Джей Роуч сделал Трамбо, пожалуй, самым необаятельным героем фильма. Но при этом вся его сутулая фигура старого упертого зубра, похожего на несгибаемое корявое полено, полна какой-то выбивающейся за пределы нормы мужицкой мощи. И когда он гоняет своих бедных домашних (которые терпят упрямого батю, хотя и бунтуют), и когда разговаривает с друзьями или врагами, и когда получает в лицо стакан пива, и когда выслушивает в тюрьме оскорбления – он, кажется, одинаково невозмутим и при этом отталкивающе прав. Номинация Крэнстона на «Оскар» этого года за лучшее исполнение главной роли – заслуженная, и если он победит – это будет полезно для хиреющего американского кино, делающего глупые ставки на героев, «выживающих» в трудных условиях съемок на дикой натуре.
Фильм, кроме отлично сработанных персонажей, интересен для нас еще и тем, что показывает, как, условно говоря, «заканчивается эпоха». «Охота на ведьм», искалечившая не одну тысячу жизней, была вроде бы в самом разгаре – когда появившиеся в жизни Трамбо в 1960 году продюсер Отто Премингер (снимавший «Исход») и актер Кирк Дуглас (продюсировавший «Спартака» и игравший главную роль) решили поставить его имя в титрах своих фильмов. И оказалось, что ни всемогущая Хедда Хоппер со своей «двадцатимиллионной аудиторией», ни свирепые конгрессмены, ни демонстрации протеста (которым сопровождалась премьера «Спартака» в США), ни многолетний страх – уже «не работают», потому что незаметно переменилось время. Как это происходит – не очень понятно, понятно лишь, что этот момент вдруг настает, и кто-то первым чувствует: лед растаял
Для американцев это выглядит, наверное, как достаточно приглаженная и упрощенная реконструкция прошлого. А для нас – как ни парадоксально, как образ, надеюсь, не слишком далекого будущего. И дело, конечно, не в том, что Трамбо был коммунистом, а в том, что ему, с его коммунизмом и его морализаторскими сценариями, в конце концов нашлось место в его стране.
Возрастное ограничение: 16+
Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!