Как Гейдар Алиев забил «золотой костыль» на забайкальском участке БАМа

10 мая 2023

10 мая исполняется 100 лет со дня рождения первого президента Азербайджана Гейдара Алиева. Уже мало кто помнит, что в 1984 году он забил т.н. "золотой костыль" в шпалу на разъезде Балбухта.

алиев

Осенью 1984 года на разъезде Балбухта (тогда Читинская область) бригады путеукладчиков Ивана Варшавского и Александра Бондаря состыковали свои участки, а 1 октября здесь было уложено "золотое звено", символизирующее окончание строительства железнодорожного пути. На важное событие приехал член Политбюро ЦК КПСС, первый заместитель председателя Совета министров СССР Гейдар Алиев.

В июне 1984 года путеукладчик бригады монтеров пути Александра Бондаря устремился к Витиму, на строящуюся трассу прилетела правительственная комиссия. Ее возглавлял Алиев. Два вертолета МИ-8 совершили посадку прямо на земляное полотно возле путеукладчика. Перед этим комиссия побывала в Северобайкальске и Северомуйске. Гейдара Алиева сопровождали министр путей сообщения СССР Николай Конарев, министр транспортного строительства СССР Иван Соснов, начальник ГлавБАМстроя Константин Мохортов.

Александр Бондарь и его ребята показали членам комиссии, как работает путеукладочный комплекс, а потом неожиданно для всех бригадир снял свои верхонки и передал их Гейдару Алиеву.

- Ну что, Гейдар Алиевич, сможете забить костыль?

В руках высокого гостя оказался и ручной костыльный молоток.

- Какое тяжелое кайло! - поразился Алиев.

Все заулыбались, не решаясь поправить высокого гостя. Больше переживали о том, чтобы он не испачкал свой дорогой светлый костюм. Гейдар Алиев не спеша стал забивать костыль в шпалу, а потом, улыбаясь, поблагодарил монтеров за возможность поучаствовать в строительстве главной стройки страны. В шутливой форме все поздравили его с успешным дебютом и вручили на память деревянную фигурку маленького озорного бамовца, забивающего костыль.

- Прилетел к нам как-то на вертолете в тайгу Гейдар Алиев - вспоминает Александр Бондарь. Он тогда зампредсовмина был. "В чем нуждаетесь?" А мы возьми и ляпни: "Нам бы "Волг" штук пять для поднятия тонуса". "Хорошо", - отвечает Алиев. И через два месяца ровно пять "Волг" стоят у нас. Одна у меня до сих пор в гараже. 

- Построив Улькан, могли со спокойной совестью ехать домой, - вспоминает бывший начальник СМУ "АзБАМстрой", работник Северобайкальской дистанции гражданских сооружений Исрафил Гаджиев. - Но поехали за Байкал, строить оказавшуюся почему-то бесхозной Ангою. Когда в 1984 году на БАМ прилетал Гейдар Алиев, я, как руководитель СМУ, ему так и сказал: "Хотим Ангою!". А не захотели бы, никто не заставил.

ЦК Компартии и правительство Азербайджана одобрили инициативу своих посланцев. Не последнюю роль сыграло мнение Гейдара Алиева. Он высоко оценил результаты работы своих соотечественников на БАМе. Гейдар Алиев принимал участие в формировании отрядов строителей Байкало-Амурской магистрали. "Комсомолец Азербайджана" - так назывался студенческий строительный отряд.

На месте будущей станции Ангоя к тому времени был вырублен только лес. В сентябре 1984 года первые десанты из Улькана начали возводить сборно-щитовые дома, небольшую котельную и теплотрассу, чтобы обеспечить новый поселок теплом.

Азербайджанские проектировщики и строители подарили БАМу два прекрасных по архитектуре и благоустройству поселка, вокзальные комплексы. Участие азербайджанцев в создании инфраструктуры БАМа не ограничивалось возведением только производственных и социальных объектов, а также жилья силами командированных сюда строительных бригад, а охватывало весь комплекс - от разработки генерального плана и его воплощения в жизнь до обеспечения строительства всеми необходимыми средствами и материалами. 

18 июля 2008 года в одной из самых крупных станций Байкало-Амурской магистрали в Ангое (1 181-й километр) состоялось историческое событие. Вокзалу Ангои было присвоено имя Гейдара Алиева. Поздравить жителей приехали министр транспорта Азербайджана Зия Мамедов, посол Азербайджана в России Полад Бюль Бюль оглы, министр транспорта России, президент РЖД Владимир Якунин, президент Бурятии Вячеслав Наговицын и группа артистов во главе с Надеждой Бабкиной.

На встрече тогда вспомнили, что именно Гейдар Алиев был одним из первых руководителей, кто проехал по БАМу. В 1980-е годы он как зампред совета министров СССР, возглавлял комиссию по строительству Байкало-Амурской магистрали. В школьном музее поселка Ангоя хранится фотохроника той поездки.

По традиции здания на БАМе возводили в национальном стиле. Вокзал станции Ангоя напоминает азербайджанскую чайхану. Здесь даже буквы были написаны вязью. В поселке Ангоя до сих пор живут азербайджанцы, и когда станции присвоили новое имя, все ходили друг к другу в гости, угощая сибирскими пельменями и азербайджанскими шашлыками.

По материалам trend.az

Фото 1984 года, на переднем плане - начальник охраны Алиева Александр Иванов. 

Под текстом фото из открытых источников

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также