На макете Иркутска в сквере Кирова оторвали Богоявленский собор
11 июня 2024
Исчезновение одного из старейших православных храмов Иркутска заметил Герман Струглин.
Он написал об этом в своем телеграм-канале.
Неизвестные оторвали и унесли домой на память или происки иркутских хулиганов? Глагол38 обратился в в администрацию города Иркутска, где рассказали, что информация передана в МКУ «Городская среда». В ближайшее время будет изготовлен новый мини-макет собора и установлен на прежнее место.
Напомним, что Богоявленский собор со времени своего основания в 1693 году играл важную роль в духовной жизни города. В XVIII-XIX веках он был кафедральным, главным храмом местной епархии, а в его стенах отмечались все важные церковные и исторические события.
Первое здание собора было деревянным, но 3 августа 1716 года оно сгорело. Поэтому его решили построить заново из кирпича. Деньги собирали всем миром, известно, что первый вклад в сумме 200 рублей сделали иркутский воевода Лаврентий Ракитин и его брат Иван. В 1718 году храм заложили, а через шесть лет начались богослужения в придельном храме во имя Петра и Павла. В 1729 году под колокольнею по инициативе иркутского сына боярского Ивана Пивоварова выросла придельная церковь во имя Иоанна Воина. Главный храм - Богоявленский - был освящен только 25 сентября 1746 года.
Как рассказывает Тамара Крючкова, руководителем артели каменщиков в соборе Богоявления был мастер каменного дела Василий Гаряев. В XVIII веке в Сибири появились первые архитекторы, зодчие-практики или "уставщики церковного каменного строения", которые выполняли функции архитектора и прораба-строителя. Прямым предшественником Иркутского Богоявленского собора исследователь архитектуры Владимир Скопин считает Троицкий собор (1703) в городе Верхотурье Тюменской области. Поэтому возможно, что именно оттуда в Иркутск прибыл Гаряев. Об этом свидетельствуют внешний вид собора, характер конструктивных приемов, масштабных и ритмических взаимоотношений, пятиглавное завершение восьмерика, шатровая колокольня, обрамление оконных проемов.
В архитектуре Богоявленского собора читаются два начала - русское традиционное и новое, барочное. Уставщик выбрал схему, типичную для простых посадских церквей того времени - по продольной оси ставилась колокольня, трапезная и храм с апсидой. Главный вход в храм устроен через колокольню.
Изящный, высокий шатер придавал Богоявленскому собору величие и удивительно хорошо сочетался с образом основного объема, как свеча, устремленного вверх. Пять небольших куполов воспринимались как движущиеся языки пламени, придавая динамичность всему ансамблю храма.
Пятиглавие Богоявленского собора в начале XIX века было разобрано и заменено куполом с одной главой, отчего целостность и органичная соразмерность между главами и несущим объемом нарушилась, обеднив общую композицию здания.
В 1760-е годы к трехпрестольному собору были пристроены еще три придела: с южной стороны - во имя Казанской Божией Матери, с северной - во имя Иоанна Предтечи и во имя Всех святых. Новые постройки значительно изменили первоначальный облик собора. В начале XIX века была построена новая колокольня под "большой колокол". В сентябре 1812 года выкопаны рвы для второй соборной колокольни с большим колоколом весом в 1 761 пуд. Новую колокольню установили в 1815 году.
Богоявленский собор значительно пострадал во время землетрясения 30-31 декабря 1861 года, когда были повреждены практически все своды, появились трещины, во многих местах над окнами и дверьми лопнули арки, из окон фонарика холодного храма выпали рамы, сдвинулись с места две колонны в Петропавловском иконостасе. Собор пришлось ремонтировать.
В 1868-1891 годы все нарушения были исправлены, а по чертежам архитектора Владислава Кудельского стену, делившую трапезную и Петропавловский придел, разобрали и заменили двумя арками, в результате чего образовалось пространное помещение. Тогда же заменили два иконостаса: в главном храме и Казанском приделе. Тело иконостаса Богоявленского храма выполнил Борис Попов, а иконы в три верхние яруса были выписаны из Москвы от иконописца Андрея Рогожкина.
От стен Богоявленского собора начинались почти все крестные ходы в Иркутске. В возведении храма принимали активное участие святители Иннокентий и Софроний. Освящал собор в 1729 году сам Иннокентий Кульчицкий.
Рядом с собором был построен Архиерейский дом, где располагались жилые покои и административные помещения иркутского архиерея, сюда была переведена Духовная консистория, ведающая всеми делами Иркутской епархии, позднее было построено здание для духовного училища, обучающего священнослужителей. Здесь появилась богатая библиотека православной литературы, которой мог пользоваться любой иркутянин.
В соборе Богоявления покоились мощи святителя Софрония, в миру Стефана Кристалевского, третьего иркутского епископа. С собором связана судьба Прокопия Громова, автора первого полного жизнеописания святителя Иннокентия и книги "Начало христианства в Иркутске".
После революции комиссия по охране памятников разрешила использовать собор для размещения хлебозавода. Руководство завода многое перестроило, в храме установили печи, в которых выпекались кондитерские изделия. Одно время в четверике, разделенном на несколько этажей, было общежитие.
В 1960 году Богоявленский собор был поставлен на учет и охрану как памятник республиканского значения. В 1968 году хлебозавод был выселен из здания, что дало возможность начать восстановление храма. Главным автором проекта и руководителем реставрационных работ была назначена Галина Оранская, сотрудник всесоюзного производственного комбината министерства культуры СССР, которая фактически и спасла его от разрушения.
Фото собора 1977 года из коллекции Н. Коровчинского
Реставрация продолжалась 18 лет и закончилась в 1985 году, когда собор передали Иркутскому областному художественному музею, который развернул там экспозицию отдела сибирского искусства.
В 1994 году при иркутском епископе Хризостоме собор Богоявления был передан Иркутской епархии. Вскоре там соорудили временный иконостас и начались богослужения. На праздник светлой Пасхи 1995 года епископ Вадимом освятил собор, который вернулся верующим.
Фото из открытых источников
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!