Новости

далее...

Рекомендуем посетить

Наличники Иркутска на выставке

Персональная фотовыставка Ярослава Шиллера «Panta rhei - наличники Иркутска» начинает свою работу в Арт-галерее «DiaS»
далее...

Прямая речь

далее...

Среда обитания

Среда Петрова № 40

Яркий музыкальный талант, однако нехватка воли и внутренней дисциплины являются помехой выражению данного юноши. Хорошие педагогические способности. Блестящий ансамблист и концертмейстер. В общественной жизни неактивен.

Это строки из характеристики, выданной молодому выпускнику Рижской консерватории Раймонду Паулсу в 1958 году. Один из моих самых любимых композиторов 30 сентября 2017 года объявил о завершении концертной деятельности. От первого концерта до такой финишной прямой прошло 67 лет.  

Его отец был стеклодувом, мама - вышивальщицей жемчуга. Семья обожала музыку, ведь дед играл на скрипке, а отец – на барабанах. С трех лет Раймонд занимался музыкой и даже в годы войны бегал за уроком к частному педагогу. Затем была музыкальная школа и с четырнадцати лет самостоятельные выступления в барах и ресторанах. Тогда молодежь увлеклась джазом, несмотря на то, что в СССР он был под запретом, и за его распространение можно было схлопотать неприятности. Но именно джазовые мелодии сделали его популярным в Латвии, а потом и за ее пределами. В 1956 году, будучи студентом консерватории, он собрал первый эстрадный джазовый коллектив. В 28 лет Раймонд – главный дирижер Рижского эстрадного оркестра. Латышские народные мотивы, джаз, элементы блюза, рок-н-ролла и шансона – эту музыку ни с чем нельзя было спутать. В 36 лет он становится заслуженным деятелем искусств Латвийской ССР.

Всесоюзная слава к Паулсу и Пугачевой пришла одновременно. Пока Алла покоряла Болгарию с «Арлекино», Раймонд написал «Листья желтые», песню, которая, говоря современным языком, звучала из каждого утюга. Читатели завалили письмами иркутские газеты, и 24 декабря 1977 года в «Советской молодежи» опубликовали не просто текст Игоря Шаферана, но и собственно ноты под рубрикой «По вашим просьбам». Через пять лет самый звездный дуэт Паулс-Пугачева подарят нам «Миллион алых роз».

Помимо эстрадных песен была еще музыка к кинофильмам и спектаклям. Самым большим успехом композитор считал музыку к фильму «Долгая дорога в дюнах» - история любви рыбацкого сына Артура и красавицы Марты, которые пронесли свои чувства горе войны и трудности послевоенных лет. Фильм имел огромный успех. В марте 1982 года журналист Юрий Гриценко, написав о кинопремьерах весны, не мог не высказать удовольствие от торжественной, веселой и лукавой музыки Паулса к кинокомедии Яниса Стрейчима «Лимузин цвета белой ночи». Это был совсем нетипичный советский композитор. Паулс не просто вытащил джаз и что-то такое из подполья, он был одним из немногих, кто показал настоящую европейскую музыку.

Ноябрь 83-го. В «Советской молодежи» в рубрике «Кто мой кумир?» анализировались 115 писем, которые получила редакция с ответом на вопрос: имя человека, с кем вы хотели познакомить широкий круг читателей. В списке знаменитостей первым стоял известный композитор Раймонд Паулс.

«Мой микрофон волшебный». Так назвали статью в треть полосы журналисты газеты Восточно-Сибирского речного пароходства «Ударная вахта» в 1982 году. Он впрямь был такой. Спросите у своих друзей: много ли они помнят советских композиторов. Пахмутова, Шаинский, Дунаевский, Блантер? Имя Раймонда Паулса стоит особняком. Он, наверное, единственный из национальных республик, который покорил большую страну. Когда я говорю Латвия, Паулс – моя первая ассоциация и сейчас, четверть века спустя, а мелодии интеллигентного европейца за роялем напоминают мне о той музыке и маэстро из моего прошлого. Есть ли шанс, что прощальные гастроли, как у большинства российских звезд, могут затянуться? Такая она сегодня, музыкальная среда Петрова.

                             Алексей Петров, сибиряк, поклонник маэстро Паулса

 


11.10.2017