Если на подмостках старых театров показываются обрубки дворянской культуры, мещанской дребедени, то ТРАМ имеет все права....90-летию ТЮЗа посвящается

Иркутскому областному Театру юного зрителя имени им. Александра Вампилова исполнилось 90 лет. Сегодня, 11 октября, в 17.00 часов состоится юбилейный вечер «Молодому театру – 90, или все дороги ведут в ТЮЗ». Вход по пригласительным билетам.

«Глагол» вместе с иркутскими журналистами, искусствоведами и «Хрониками Приангарья» вспоминает первые шаги известного иркутского театра.

В 1928 году Восточно-Сибирским крайкомом комсомола было решено создать в Иркутске молодой, боевой пролетарский театр. Через газету «Власть труда» комсомольцы крайкома обратились к молодежи с этим призывом. Откликнулись более 400 человек. Конкурс был велик, а отбор тщателен и кропотлив. Состав нового театра количественно не должен был превышать 25 человек. Приходили пробовать себя в актерском мастерстве участники художественной самодеятельности, уже знавшие вкус аплодисментов и зрительского успеха; не обстрелянные новички, ни разу в жизни не стоявшие на сцене; рабочие, конторские служащие, артельщики. Приходили с фабрик, заводов, приезжали из близлежащих сел на подводах.

Конкурсный отбор длился несколько дней. И вот первая труппа театра набрана. Их было немного, самых первых актеров, молодых, энергичных, устремленных в будущее основателей театра рабочей молодежи - ТРАМа. Не все выдержали испытание суровыми театральными буднями, кто-то впоследствии ушел, кто-то влился в коллектив позже. Трудностей было много, особенно на первых порах становления театра, все приходилось начинать с нуля. Своего помещения не было, работали на арендуемых площадках, в холодных, не топленных, промерзлых залах, часто сменяемых, разбросанных по разным концам города, добираться до которых приходилось пешком, по морозу по несколько километров. Продуваемые сибирскими ветрами, одетые кое-как, живя на чисто символическую плату, в виде продпайка, они верили в свое театр, в то, что он выживет, выстоит, не умрет, несмотря на невероятные трудности того послевоенного голодного времени.

Мы помним имена этих энтузиастов — основателей, которые в 1928г. в холодном январе дали жизнь новому театру, зажгли огонь в своей душе, и пронесли его на протяжении многих десятилетий, даря этот свет души людям. Это Васса Климанова, острохарактерная актриса, обладавшая недюжинным природным талантом, умом, органикой. Кабаниха из «Грозы» Островского, Простакова из «Недоросля», мать из одноименной повести Горького, пушкинская Арина Родионовна и другие роли были сыграны ею. «… Роста она была высокого, статного телосложения, голосом обладала сочным, характером волевым, сильным, темпераментом горячим…» - такой она осталась в памяти современников. На Климанову специально приходили в театр, да по несколько раз на один и тот же спектакль, восторгаясь ее талантливой игрой. В 1955 году она первой в труппе была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР.

«Она была самородком. Ей не нужны были никакие школы и театральное образование. Она была прирожденной актрисой, женщиной сильной, волевой, без сентиментальности. Хотя у нее было доброе сердце и человеческая мудрость", - рассказала Капитолина Мыльникова, заслуженная артистка РФ, бывшая артистка ТЮЗа. Сорок пять лет она отдала театру, и в благодарность за это в 2003 году на доме по улице Дзержинского, где она проживала, ей была установлена мемориальная доска.

Первым показанным спектаклем молодых артистов в 1929 году была пьеса питерского рабочего Ивана Скоринко «Бузливая когорта». Пьеса о бурном революционном времени, об идеях Октября. В ней уделялось внимание герою, человеку нового типа - революционеру, борцу за пролетарскую власть среди множества чуждо настроенных элементов. Пьеса, конечно, была выдержана в идеологии того времени, имела форму агитационного плаката, обличала свергнутый «навеки» строй эксплуататоров.

В начале в зале застыла тишина. Зрители, не высказавшие еще своего отношения к увиденному, настороженно молчали. Актеры стояли за кулисами и с тревогой поглядывали друг на друга, прислушивались. Пауза длилась какие-то секунды. Но вдруг будто разом с грохотом что-то оборвалось. Это все заглушил гром аплодисментов, свист, топот ног, крики. Ура! Взлетающие в воздух шапки и фуражки. За кулисами обнимались и плакали. Это была первая победа молодого театра. Это был их первый успех. Сохранилась программа спектакля. В перечне фамилий исполнителей находились те же фамилии, что и среди технических работников: монтировщиков, реквизиторов, костюмеров - и это не удивительно, потому что для спектаклей все делали своими руками: тогда в ТРАМе не существовало разделения на творческие и технические цеха. Первый директор ТРАМа Владимир Радихин был художником, монтировщиком и радистом, актеры изготавливали декорации, актрисы шили костюмы.

Еще во времена ТРАМа было принято решение создать свой театральный оркестр. Одним из его отцов-основателей стоял композитор Павел Гоголев. Он создал оркестр, который ко времени реорганизации театра составлял 15 человек. Наличие собственного оркестра позволяло ТЮЗу брать в репертуар музыкальные пьесы, вводить хорошую музыку в контекст драматургического материала.

Из открытого письма труппы театра в оргбюро ВЦСПС 1931 года: Восточно-Сибирский краевой ТРАМ начинает играть все более крупную роль на передовых постах культурной революции и возглавляет один из ответственных участков самодеятельного искусства.

До сегодняшнего времени ТРАМу не уделяется достаточного внимания со стороны разных организаций. Несмотря на всякие декларативные постановления ТРАМ работает в крайне-неблагоприятных, невозможно-тяжелых условиях. До сих пор ТРАМ не имеет своей стационарной площадки. Вся работа идет в двух комнатушках, одна из которых не имеет совсем печки.

ТРАМ эти клетушки перерос. Нет возможности развернуть работу четырех секторов: театрального, режиссерского, драматического, музыкального и ИЗО. При всем желании никак нельзя сделать их штабом самодеятельного искусства города, а всем краем и подавно.

Всякий, кто следит за ТРАМом знает, что ТРАмовский коллектив крепко работает, поднимает качество продукции, и бесспорно выбирается на большую работу.

Наша задача всячески облегчить работу ТРАМовцев и поставить их в наилучшие условия. Мы предлагаем немедленно обсудить вопрос о предоставлении ТРАМу одной из лучших площадок города – кино Новый.

В связи с этим встает вопрос о дополнительных дотациях ТРАМу. Если на четырнадцатом году революции по нашему бюджету нередко финансируются театры, на подмостках которых показываются обрубки старой дворянской культуры, мещанской дребедени, то ТРАМ имеет все права на то, чтобы государственные организации уделили ему не меньше внимания, чем другим театрам.

Вот так молодые театралы боролись на заре советской власти за дом коммунистического воспитания молодежи. И это принесло свои плоды, о которых «Глагол» обязательно расскажет в своих следующих публикациях.

На фото (архив ВСП): сцена из постановки Матвеева "Рыжик". 1935. 


11.10.2018

Театральная жизнь