Среда Петрова № 21 (71)

Советский июнь в Иркутске мало чем отличался от июня постсоветского. Конец 50-х - время строительства Иркутской ГЭС. К городу большое внимание не только региональных, но и московских властей. Поэтому все письма о недочетах в строительстве и ремонте, плохой работе транспорта или прогуле уборщицы в Доме культуры рассматриваются на самом высоком уровне. Сами же гидростроители рапортовали об успехах: коллектив стройки ГЭС занял второе место во всесоюзном социалистическом соревновании по итогам пяти месяцев 1957 года, а план строительно-монтажных работ был перевыполнен.

Четырехэтажный дом № 7 по улице Ленина был построен в годы войны. Поэтому многое не успели доделать вовремя, и 15 лет спустя все просто разрушалось на глазах. Жители куда только не обращались. В 1950 году в доме был пожар, поскольку лестничные проемы были деревянными. После этого горсовет принял решение заменить деревянные лестницы каменными плитами. Вернее, заменили только в одном подъезде, а в остальных ступеньки подгнили и быстро приходили в негодность.

Во дворе дома разрушили водопровод, и за водой приходилось ходить сотни метров. Из-за отсутствия канализации нечистоты накапливались так быстро, что квартиры напоминали полуподвальные помещения. Не лучше обстояли дела и с отоплением: канавы разрыли, центральное отопление не завели, и всю зиму 57-го жители дома замерзали, о фактах «вопиющей бесхозяйственности» писали газеты, однако мер так никто и не принял. В мае-июне через весь двор прокладывалась канализация к соседнему дому № 9, но «семерка» в проект не попала. Жители дома сами рассчитали, что необходимо 17 тысяч рублей. Инженер городского управления товарищ Иванов не пришел ни на одно собрание жителей дома.

На углу улиц Карла Маркса и Каландаришвили, во дворе, было расположено подсобное здание онкологического диспансера. Его дымовая труба была так низко, что жильцы дома не могли открыть форточки. В 1957 году из подсобки медучреждения сделали прачечную, однако лучше не стало. Жильцы Зубарева, Куклина, Тененбаум, Блюменкранц писали письма во все инстанции, чтобы разрешить этот неприятный вопрос.

Нельзя не сказать об общественном транспорте. Если проехать по всем автобусным маршрутам Иркутска, то увидеть ни одну благоустроенную автобусную остановку не получилось бы. Особенно удручающе выглядели остановки на маршруте «Аэропорт - Рынок». На остановке «Рембаза» в дождливое лето — болото, в сухую погоду - пыль. По заболоченности едва ли уступали остановка «23-я школа», «Омулевская», «Карла Либкнехта», «Перовская».

«Благоустройством автобусных остановок пора бы заинтересоваться работникам городского коммунального хозяйства», - писали в то время газеты. В июне 1957 года в поселке Ново-Ленино запустили автобус № 11, однако, по мнению жителей, маршрут был выбран неудачно. Автобусы ходили редко, интервал в расписании не соблюдался. В качестве причин нарушения графика водители и кондукторы называли отсутствие бензина. Фактически же причиной было нежелание работать на маршрутах.

Хотя хорошие новости в транспортной сфере все-таки были. 10 июня в два часа дня у правобережной плотины Иркутской ГЭС пришвартовался теплоход «Голубь», построенный и спущенный с судоверфи имени Ярославского в Лиственничном (ныне - Листвянка). Это был первый водный трамвай, совершивший круиз по молодому Иркутскому морю. «Голубь» открыл регулярное сообщение от Иркутска до порта Байкал. Расстояние преодолевалось за четыре часа с остановками в Большой Речке и Николе.

В магазинах обманывали покупателей, налицо спекуляция товарами повышенного спроса. Вопрос рассматривал областной депутатский совет: чаще всего нарушения встречались в иркутских ресторанах и столовых торгово-промышленного управления рабочего снабжения предприятий ВСЖД. Вот, например, журналист сам зашел в магазин № 1 Коопторга на углу Горького и Ленина купить мяса. Просил 2 кг, ему положили два куска и какой-то «мутный» привесок. На просьбу убрать дополнительный кусок продавец сказала, что директор магазина приказала им класть такие «привески» всем покупателям. Тут же появилось две записи в книге жалоб, но пока «пост директора магазина занимает человек, дающий указания, противоречащие требованиям советской торговли», жалоб меньше не станет.

Молодежь же смотрела на жизнь более оптимистично. 2 июня прошел фестиваль молодежи Кировского района. С самого утра на стадионе «Авангард» (ныне — «Труд») собрались сотни иркутян. Каждое предприятие рапортовало об успехах: молодые рабочие обувной фабрики № 1 собрали 8 тонн металлолома, молодые швейники (рабочие швейной фабрики) перевыполнили план на 130—150 %. Молодежь района посадила три тысячи деревьев и кустарников, 200 тысяч цветов.

Массовые гимнастические упражнения показали девочки из слюдяной фабрики. Самый большой интерес вызвали соревнования велосипедистов из детских садов и шуточные эстафеты, где команды должны были пробежать с картошкой в ложке. Победили студенты техникума физической культуры. В вечернем концерте приняли участие 74 коллектива художественной самодеятельности. Праздник продолжался до поздней ночи. Чем не наш День города или День молодежи, который ждет нас в конце июня. 

Город строился, развивался, получал новые ощущения. А иркутяне и сейчас живут этим - развитием и ощущениями, как и среда Петрова.

                                                 Алексей Петров, историк, иркутянин

Текст был опубликован в газете "Иркутск"

На фото - панорама строительства Иркутской ГЭС (Восточно-Сибирская правда, июнь 1957 года) 


13.06.2018

Среда Петрова