Территория БАМа: как ленинградцы построили Северобайкальск

13 июля 2024

Глагол38 путешествует по станциям БАМа в год 50-летия старта ее строительства.

бам

Читайте также тексты про станции Усть-КутЗвезднаяНияКиренгаУльканКунерма, Гоуджекит и Гранитный

Город Северобайкальск расположен на северо-западном берегу озера Байкал. Это самый молодой и самый крупный город на берегу Байкала наряду со Слюдянкой, Байкальском и Бабушкиным. 

Его история связана со строительством Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. В 1974 году на место будущего города был высажен первый десант строителей, разбивших палаточный лагерь. 

Сейчас главная улица Северобайкальска – Ленинградский проспект. Название напоминает о вкладе в его строительство тысяч комсомольцев, приехавших на БАМ по путевкам Ленинградского обкома ВЛКСМ. Летом 1975 года группа ленинградских строителей высадились на мыс Курлы. Перед десантом под руководством Александра Попова стояла задача заложить поселок «ЛенинградБАМстроя». Уже к концу декабря в новом поселке готовились отметить Новый год, оттого и назвать его хотели Новогодний.

Первый план застройки Северобайкальска был разработан институтом Ленгипрогор в 1975 году. Население города определялось в 25 тысяч человек. Проект предусматривал строительство крупного железнодорожного узла с вокзалом и комплексом железнодорожных предприятий, жилых микрорайонов в пятиэтажном исполнении, центральной котельной, очистных сооружений, дворца культуры железнодорожников, ТОЦ, крупной железнодорожной больницы, школы, хлебозавода, базы УРС.

Особой планировкой отличались спортивное ядро города, зоны отдыха, включавшие городской пляж, парк, детские площадки. Для застройки были приняты экспериментальные здания четырех конструктивных типов, разработанные в начале 1970-х ЛенЗНИИЭПом в северном исполнении: крупнопанельные жилые дома с монолитным каркасом и кирпичным заполнением ограждающих конструкций, со сборными каркасами и панельными ограждающими конструкциями, с несущими стенами.

Поселок рос быстрыми темпами, несмотря на крайне неблагоприятные природно-географические условия, высокую сейсмичность и обилие ветров. Архитекторы Ленгипрогора постарались учесть уникальный природный ландшафт территории, сочетающий панораму побережья Байкала, окружающие его заснеженные горные вершины и таежную лесопарковую зону. Чтобы оградить жилые кварталы от сильных ветров и снежных заносов, жилые дома были «закомпонованы» в виде замкнутых дворов.

В начале 1976 года ВостоксибТИСИЗ, выполнявший инженерно-геологические изыскания на мысе Курлы по заказу Ленгипрогора, установил наличие вялой (высокотемпературной) вечной мерзлоты, пестрого состава отложений, наличие  разломов земной коре. Госгражданстрой и Госстрой РСФСР приняли решение максимально ограничить рост Северобайкальска, придав ему статус поселка железнодорожников. Из первоначального проекта исключили зону отдыха, пляжное хозяйство и набережную Байкала.

«Усеченный» проект включал железнодорожную станцию, предприятия железнодорожного назначения, жилой поселок на 14 тысяч человек при том, что фактическая численность населения к 1980 году в нем составляла уже 19 тысяч жителей.

Выгодное географическое положение Северобайкальска, усиленная концентрация на Тыйском плацдарме подразделений транспортных строителей и административных учреждений, образование Северобайкальского отделения БАМЖД привели к резкому росту населения. 

В итоге 5 ноября 1980 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Северобайкальск был преобразован в город республиканского подчинения и продолжил застраиваться с нарушением утвержденного генплана.


 
Шефами Северобайкальска стал коллектив ленинградских строителей, организованный первоначально в трест (1975), а затем в ПМК «ЛениградБАМстрой» (1976), насчитывал более тысячи человек. 

В первые годы возведение нового населенного пункта осуществлялось медленными темпами. Чтобы полностью удовлетворить нужды в материалах и конструкциях ПМК «ЛенинградБАМстрой» должна была все возить из Ленинграда. Железная дорога до площадки будущего города еще не дошла, автодорога отсутствовала, водный транспорт позволял осуществлять перевозки только в короткий летний сезон. 

На фото: Северобайкальск, 7 ноября 1982 года.

ПМК пришлось строить причал в Култуке на южном побережье Байкала, подъездные пути, складское помещение и организовывать перевалочную базу по маршруту «Ленинград – станция Култук – порт Култук – Байкал – мыс Курлы». На предприятиях Главленинградстроя по проектам ленинградских институтов изготавливались сборные конструкции домов, затем направляемые в Северобайкальск.

В конце 1975 года со стороны Усть-Кута к Северобайкальску мехколонны треста «ЗапБАМстроймеханизация» пробили притрассовую автодорогу протяженностью 300 км. В 1979 году железная дорога пришла в Северобайкальск, что упростило перевозки и позволило реконструировать промбазу ПМК «ЛенинградБАМстроя».

Ленинградские проектировщики применили в конструкции фундаментов так называемый метод постепенно включающихся связей металлического каркаса опор фундаментов, обеспечивающий высокую надежность и устойчивость зданий и сооружений под сейсмическими  воздействиями разно силы. Замена свайных фундаментов на ленточные позволила 19 сентября 1977 года начать монтаж первого панельного дома 122 серии, на котором отрабатывались приемы и методы монтажа.

В 1982–1983 годы началось строительство кирпичных домов по нетиповым проектам, с балконами и со встроенными помещениями социально-бытового и культурного назначения. Возводились здания Дома Советов и больничного корпуса, почти повсеместно был введен бригадный подряд. Первая очередь Северобайкальска была сдана в конце 1983 года.

За период с 1975 по 1990 годы силами ПМК было введено в эксплуатацию 30 крупнопанельных жилых домов 122-й серии, 21 жилой дом со встроенными помещениями социально-бытового и культурного назначения, две общеобразовательных школы на 1 176 учащихся, четыре дошкольных учреждения на 560 мест, больничный комплекс в составе больницы на 150 коек и поликлиники на 200 посещений, ТОЦ на 24 тысячи жителей, железнодорожный и автомобильный вокзалы и ряд других важных объектов.

На фото: памятник ленинградским строителям

Особую гордость горожан составило здание железнодорожного вокзала, выполненное по проекту новосибирского архитектора Владимира Авксентюка. 

На протяжении всего рассматриваемого периода город застраивался некомплексно, на что постоянно обращали внимание вышестоящие инстанции. Такая неупорядоченная застройка имела несколько серьезных последствий. Она приводила к отставанию в возведении гражданско-жилищных объектов и инженерных сетей к ним. Например, из-за задержки ввода центральной отопительной системы в городе возникло более 30 временных ведомственных котельных.

На фото: магазин «Книги»

На фото: магазин «Уют»

На фото: Дворец культуры Железнодорожник

У города отсутствовал разработанный план городской черты, не был упорядочен отвод земельных участков под размещение микрорайонов временного жилья и индивидуальное строительство. Следствием этого стал лавинообразный рост районов самовольного строительства, состоящих из вагончиков, балков, засыпух. Создание единых служб коммунального обслуживания протекало крайне медленными темпами и сталкивалось с необходимостью передачи инвентарного жилья Минтрансстроя на местный бюджет, ликвидацией ветхого и аварийного жилищного фонда (доля которого составляла более 65%) и сопряженными с этим проблемами переселения проживающих в нем граждан.

После завершения строительства БАМа и свертывания строительных подразделений ГлавБАМстроя градообразующим предприятием Северобайкальска стало Северобайкальское отделение ВСЖД. Расположение населенного пункта вблизи озера Байкал накладывает большие ограничения на ведение хозяйственной деятельности. В городе получили развитие заготовка и переработка леса, строительство, пищевая промышленность и сфера туризма и услуг. 

В марте 2022 года по заказу Фонда ДОМ.РФ и администрации города проектно-исследовательский центр «Картфонд» приступил к разработке мастер-плана Северобайкальска. Запланированы мероприятия по развитию города на сумму 29,5 млрд рублей. В их числе реконструкция центральной котельной с переводом на сжиженный газ и строительство хранилища газа, строительство площадки для накопления отходов с учетом установки мусороперегрузочной станции, Реконструкция и капремонт инженерных сетей, реконструкция Тыйского водозабора, взлетно-посадочной полосы действующего здания аэровокзала аэропорта в Нижнеангарске, комплексное благоустройство центральных улиц и Северобайкальского городского парка, обновление жилищного фонда, строительство социальных объектов, модернизация транспортной, коммунальной и туристической инфраструктуры.

По материалам Николая Байкалова, Бурятский государственный университет, портал БАМ сквозь пространство и время, СМИ и другим источникам. Фото из фондов Государственного архива Республики Бурятия и архива Северобайкальска. 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также