Территория БАМа: станция Кунерма, или маленькая Швейцария
11 июля 2024
Глагол38 продолжает путешествовать по БАМу в год 50-летия начала строительства магистрали.
Читайте также тексты про станции Усть-Кут, Звездная, Ния, Киренга и Улькан.
У западного склона Байкальского хребта был размещен поселок Кунерма с одноименной станцией третьего класса. Первый десант высадился на месте будущего поселка 20 марта 1975 года. Градообразующим предприятием стал СМП-582 УС «Ангарстрой».
На фото: первые вагончики
В первые годы обустройство временного поселка шло медленно. С приходом железной дороги 13 августа 1978 года работы ускорились.
На основании решения Иркутского облисполкома от 4 апреля 1978 года № 190 поселок Кунерма был отнесен к категории рабочих поселков. В июне 1978 года был сформирован Кунерминский поселковый совет народных депутатов, в юрисдикции которого помимо Кунермы находился временный поселок западного портала Байкальского тоннеля Гранитный.
В обоих поселках были организованы детские сады, общеобразовательные школы, школы рабочей молодежи, врачебные амбулатории, было введено в строй 24 тысячи квадратных метров жилья, котельные, временные инженерные сети.
Летом 1979 года в Кунерму прибыли студенты интернационального строительного отряда «Магистраль» РУДН имени Патриса Лумумбы. В августе 1979-го в рамках общетрассового фестиваля самодеятельной патриотической песни поселок посетил с концертом известный американский певец Дин Рид.
На фото: Дин Рид в Кунерме, 1979.
Шефами Кунермы стали коллективы Чечено-Ингушской АССР, Дагестанской АССР и Северо-Осетинской АССР, приступившие к возведению стационарного поселка в декабре 1979 года. Генплан на 530 жителей, разработанный Чечинггражданпроектом, предусматривал возведение двухэтажных 12-квартирных и четырехэтажных 18-квартирных домов, ФАП, детского сада на 90 мест, школы, бани, овощехранилища, котельной, очистных сооружений.
Кунерма была одним из красивейших мест на трассе БАМа. Три глубоких озера окружают его с трёх сторон, река Кунерма шумит по перекатам. С двух сторон сопки с вековыми деревьями, а с третьей - вершины Байкальского хребта. Снег в горах сходит не раньше середины лета, а уже в конце августа выпадает снова. Кунерму ласково называли «наша маленькая Швейцария». Возможно, именно поэтому ее возведением занялись строители из республик Северного Кавказа, знакомые с работой в горах.
На фото: Кунерма, у подножия Байкальского хребта
Головной организацией было определено Чечено-Ингушское управление строительства, которое осуществляло строительство канализационных, очистных и водозаборных сооружений. Северо-Осетинское УС было занято на возведении жилых домов и ТОЦ, а Дагестанское – на строительстве котельной, вокзала и детского сада.
На фото: вертолет в Кунерме, 1975.
На фото: Кунерма, здание школы.
На фото: Кунерма, временный поселок.
На фото: палаточный лагерь Кунерма
На фото: первый поезд Кунерма даван на обходном мосту, 1979 год
Из-за слабой изученности района и отсутствия наблюдений за количеством снеговых осадков на площадке строительства выявилось несоответствие фактическому положению принятых в проекте инженерно-геологических условий. Кроме того, все предусмотренные в проекте здания поселка Кунермы не выдерживали фактической снеговой нагрузки.
В связи с этим Томгипротранс в феврале – марте 1980 года отозвал часть проектов, по которым уже велось строительство (котельная, детсад, вокзал, очистные). В результате строительные организации шефов длительное время были лишены возможности вести работы.
К 1980 году строительство Кунермы находилось в начальной стадии, в то время как на 1981 год планировалась сдача пускового комплекса Лена – Кунерма в эксплуатацию. Вопрос о строительстве Кунермы был вынесен на коллегию Минтрансстроя СССР. В результате внесения корректировок по сокращению объектов пускового комплекса работы по сдаче поселка были выполнены в срок. При этом сохранялись значительные объемы незавершенного строительства. По итогам 1982 года на шефских объектах Кунермы было освоено 6,3 млн рублей, или 69,8%.
Облик вокзала Кунермы вобрал в себя характерные восточные черты. Окна объединены вертикальными прямоугольниками, которые декорированы орнаментами в неповторимом кавказском стиле. За счёт узорчатого оформления между стеной и декором формируется воздушное пространство, придающее облицовке визуальную лёгкость. Фасад вокзала украшает металлическая скульптурная группа «Дагестан - БАМу» авторства Шарифа Шахмарданова.
На фото: вокзал Кунермы
На фото: фасад вокзала
После окончания строительства БАМа основу экономики Кунермы составила лесная промышленность. Численность населения поселка в последние годы стремительно сокращается: в 2022 году в поселке проживали 53 человека. С 1 января 2023 года поселок городского типа Кунерма был преобразован в сельский населённый пункт.
По материалам Николая Байкалова, Бурятский государственный университет, портал БАМ сквозь пространство и время, фото из фондов Государственного архива Иркутской области и его филиала - центра документации новейшей документации.
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!