Территория БАМа: как азербайджанцы строили Улькан

10 июля 2024

Глагол38 продолжает путешествовать по станциям Байкало-Амурской магистрали.

бам

Ранее мы рассказали про станции Усть-КутЗвезднаяНия и Киренга

Поселок Улькан расположен на берегу одноименной реки (с эвенкийского «чистая вода») в Казачинско-Ленском районе.

Первый комсомольский десант во главе с А. Н. Фроловым высадился здесь в ноябре 1974 года в составе 53 человек. В отличие от многих других поселков, которые возникали на абсолютно необжитом месте, рядом с будущим Ульканом располагалась деревня Юхта. В феврале 1975 года было принято решение Иркутского областного совета депутатов трудящихся об основании поселка. 

Тогда же сюда на вертолете прилетели строители отряда «Комсомолец Азербайджана». Возглавлял отряд Нурмамед Джавадов, который узнал о большой стройке в армии от соотечественника: «Фарман Салманов, такой был Герой соцтруда, который открыл нефть в Тюмени. Молодой специалист из Азербайджана, открыл основу нефтяной промышленности Тюмени. Меня вдохновили его успехи. Я тоже хотел, как он, поехать в БАМ, чего-нибудь открыть, чего-нибудь создать», – рассказал он в одном из интервью.

Сделать открытие Нурмамеду не удалось. Но сибирские морозы молодого инженера-строителя не испугали. Днем работали в полную силу, а вечерами превращали столовую в кинозал. На одном из таких сеансов он познакомился с будущей супругой.

По итогам 1975 года Улькан официально стал «Лучшим поселком БАМа», а в октябре 1977 года на перрон поселковой станции ступили первые пассажиры первого поезда.

На фото: первый поезд в Улькане. 

Улькан стал базовым поселком СМП-571 «Ангарстроя». Кроме поезда здесь располагались мехколонны треста «ЗапБАМстроймеханизация», передислокация которых в начале 1980-х повлекла передачу инвентарных поселков Казиркутсклесу, Ульканскому, Кунерминскому и Кокчетавскому леспромхозам. К 1978 году были созданы промбаза для авторемонта, слесарные мастерские, банно-прачечный комбинат, построены шесть брусовых жилых домов, клуб и временное здание вокзала. В 1980 года создана колония-поселение № 39, силами которой строились учреждения культурно-бытового обслуживания, жилые дома и дороги, численность населения продолжала расти.

До 1983 года застройка Улькана велась внепланово по разовым отводам земельных участков. Объекты соцкультбыта были рассредоточены по всему поселку, большинство детских дошкольных учреждений находилось во временных щитовых зданиях. Исполком не смог вовремя объединить капитальные вложения предприятий, направленных на градостроительство. 

В этот период в рассчитанном на 630 жителей поселке фактически проживало около 10 тысяч человек. Жилая застройка осуществлялась стихийно без учета градостроительных и санитарных требований. Теплоснабжение поселка осуществлялось от временных котельных, практически отсутствовала сеть канализации.

Возведение стационарного поселка для железнодорожников  осуществляло СМУ «АзстройБАМ» с 1978 года. 

На фото: АзБАМстрой

В проект входили кирпичные двухэтажные 12-квартирные и четырехэтажные 18-квартирные дома, ТОЦ, ФАП, детсад на 90 мест, школа на 192 учащихся, баня на 10 мест, котельная, очистные сооружения, овощехранилище, а также железнодорожная станция третьего класса с пристанционными объектами.

На фото: киоск

На фото: дом быта. 

На фото: вагончики.
 

 
На фото: кросс, Улькан, 1976.
 
В архитектуре вокзала Улькана (архитекторы Ю. Товстоногов, К. Аваков, М. Датиев, Ю. Огонян) слились мотивы местного сибирского и национального азербайджанского зодчества. Здание облицовано травертином и мрамором из азербайджанских месторождений. Решетки на окнах были выполнены в стиле традиционной техники шебеке. Зал ожидания украшен масштабным мозаичным панно «Сказание об Азербайджане». 

На фото: вокзал

На фото: вокзал и постоянный поселок

На фото: станция Улькан, 1984. 

На привокзальной площади в 1985 году была установлена бронзовая статуя героя азербайджанского эпоса Фархада (скульпторы Дж. Ибрагимов, М. Усейнов).

На фото: Фархад. 

Среди улиц поселка – Иркутской, Азербайджанской и других – есть особенная улица Ивара Лейманиса, названная так в честь молодого рижанина, по зову сердца отправившегося работать в Сибирь и героически, спасая товарищей, погибшего во время речного сплава. Он вел дневник, который сегодня можно считать настоящим документом эпохи: 

«У меня радость… Наконец зачислили в бригаду лесорубов, которая будет прорубать просеку в Кунерму, к Байкалу…Мама, можешь меня поздравить, я опять отправился в Большую Тайгу». 

«Мы здесь говорим на восьми языках. И все мы говорим по-русски. Никому это не кажется странным. В Улькане не было ни одной ссоры, которая возникла бы на национальной почве».

На фото: общественно-торговый центр, Улькан. 

Автором проекта центра стал архитектор Ю. Толстоногов в соавторстве с К. Аваковым, М. Датиевым и Ю. Оганяном. О проекте рассказали в журнале Архитектура СССР, №6, 1980. Двухэтажное здание общественно-торгового центра поселка железнодорожников имеет комплекс помещений, группирующихся вокруг закрытого теплого дворика, являющегося входной частью для основных помещений. В здании общественно-торгового центра размещены промтоварный и продовольственный магазины, комбинат бытового обслуживания, кафе-столовая, зрительный кинозал на 200 мест с эстрадой, библиотека с читальным залом, кружковые комнаты. Дополнительный отдельный вход имеют помещения и зал заседаний поселкового совета.

Когда мы говорим об Азербайджане, то не можем не вспомнить тогдашнего секретаря ЦК, будущего президента страны Гейдара Алиева, который в 1984 году забил «золотой костыль» на забайкальском участке БАМа.

По материалам Николая Байкалова, Бурятский государственный университет, портал БАМ сквозь пространство и время, телеканала МИР и другим источникам. Фото из фондов Государственного архива Иркутской области и его филиала - центра документации новейшей документации. 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также