Театр «Байкал» анонсировал концерты в Чите и Иркутске
14 ноября 2024
27 ноября 2024 года артисты выступят на сцене Дома офицеров в Чите, а 11 декабря — в актовом зале Иркутского политеха.
В новом проекте Бурятского государственного национального театра песни и танца «Байкал» под названием «Дуутай суутай» (поющие и знаменитые в переводе с бурятского) солисты театра представят разнообразные композиции, включая как народные, так и авторские песни.
Гана, Чимит Санжимитупов, Баярма Бургутова, Жаргал Бадмаев, Гэрэлма Жалсанова, Даба Дашинорбоев, Бутидма Жугдурова, Бальжима Жамбалова и балетная труппа театра на одной сцене.
Выступления будут насыщены яркими балетными номерами, которые добавят зрелищности и эмоциональности каждому номеру.
Рождению ансамбля «Байкал» предшествовало бурное развитие национального искусства, всех его жанров и видов. В конце 1930-х годов Бурятия располагала значительным, по тем временам, отрядом художественной интеллигенции. Это и стало предпосылкой создания творческого коллектива.
Все творческие силы республики – от самоучек до мастеров были активизированы. В таких благоприятных условиях зарождался оркестр бурятских народных инструментов. Коллектив, который стал основой будущего ансамбля песни и танца «Байкал» (ныне театра).
В 1939 году по решению правительства Бурят-Монгольской АССР было принято решение о создании оркестра бурятских народных инструментов. Но официальной датой принято считать октябрь 1940 года, когда состоялось дебютное выступление в рамках первой декады бурят-монгольского искусства в Москве.
К началу 1940 года оркестр из 84 человек играл на 16 разных инструментах: хуур, лимбэ, суур, бишхуур, ухэр бурээ, шанза, хуучир, иочин, харанга, большой барабан, тарелки, дынчики и других.
Концерты прошли с большим успехом, музыканты выступили в Большом театре СССР и зале Центрального дома работников искусств.
Война не дала завершить формирование единого ансамбля. но уже в апреле 1942 года в состав филармонии были собраны ранее работавшие артисты оркестра народных инструментов и хора. Они и стали первым составом ансамбля бурят-монгольской музыки, песни и танца.
Первым руководителем ансамбля стал композитор Жигжит Батуев. В 1942 году он назначен музыкальным руководителем ансамбля и дирижером оркестра.
Первый балетмейстер ансамбля – Татьяна Глязер, пришедшая в ансамбль из городского Дома пионеров. Вместе с ней в балетную труппу пришли восемь пар танцоров.
Первыми танцами в репертуаре стали «Ёхор», поставленный по народным мелодиям в обработке Ж. Батуева, «Мэндээшэн», который сохранился в репертуаре и сегодня. Украсили программу «Русский лирический», «Русская пляска», «Полька». В первой программе ансамбля появляются и песни композиторов республики. В те годы нередко солировала Татьяна Гергесова. Здесь начинал свою творческую биографию знаток народного песенного творчества, заслуженный артист РСФСР Николай Таров.
Весной 1942 года прошли первые концерты и гастроли в районы республики. Выступления молодого коллектива вызывали огромный интерес у местных жителей. Концерты в сложные годы вдохновляли людей, радовали и помогали жить, работать и верить в скорую победу народа в войне. Шли месяцы, коллектив продолжал гастролировать по районам Бурятии, побывал в Агинском и Усть-Ордынском автономных округах. Репертуар каждый раз пополнялся произведениями, созданными народом.
- Приедем, бывало, в какой-нибудь улус, сразу же интересуешься нет ли в здешних местах исполнителей народной песни, сказителей улигеров. И всегда они находились. У нас сложилась традиция – включать этих певцов в программу концерта. Нам это помогало, обогащался репертуар, - рассказывает Жигжит Батуев.
Первые масштабные гастроли прошли в 1954 году. Ансамбль проехал от Байкала до Балтики. В декабре 1956 года состоялись первые зарубежные гастроли в Улан-Батор.
В 1940-1950-е годы работу с ансамблем ведет выдающийся хореограф Михаил Арсеньев. Своим творчеством он представил новый взгляд на национальные танцы, многие из них вошли в золотой фонд театра. В 1971 году «Мэндээшэн» транслировался по центральному телевидению, миллионы советских граждан знакомились с танцем, с творчеством артистов с берегов Байкала.
Самым значительным достижением этого периода стал танец «Сон старика». Впервые это представление было поставлено в 1940 году народным артистом СССР Игорем Моисеевым в спектакле «Баир» П. Берлинского и Б. Ямпилова. Эта сцена в драме шла под названием «Цам». Вторым рождением и появлением в репертуаре ансамбля «Байкал» эта постановка обязана М. Арсеньеву. Он возобновил постановку Моисеева, но в иной редакции.
Танец хорошо смотрится, его легко воспринимали, его смотрели, ему радовались, им восхищались. В роли старика выступали М. Санжеев и М. Фатеев, в роли смерти К. Халбаев, В. Цыбенжапов, в роли Батора Э. Мантоваров. Танец «Сон старика» — это незабываемая страница в истории «Байкала», которая и по сей день хранится в репертуаре.
В ноябре-декабре 1959 года ансамбль стал участником второй декады бурятского искусства и литературы в Москве. В 1960 году артисты дали 130 концертов по всей стране.
В 1963 году в рамках 40-летия со дня образования республики ансамбль дал 411 концертов. В тот период большую работу с ансамблем вела Ксения Есаулова, педагог Пермского хореографического училища.
В 1965 году бурятский ансамбль песни и танца обрел название ансамбль песни и танца «Байкал».
В конце 1960-х становление оркестра шло при активном участии композитора Чингиса Павлова. Именно он возглавил коллектив, делал переложения бурятской музыки и классики, сочинял оригинальные произведения.
Для постановки танцев к 100-летию со дня рождения Владимира Ленина был приглашен известный хореограф Михаил Заславский. Наибольшей удачей Заславского стала постановка «Наши девушки» на музыку Д. Аюшеева. Постановке аплодировали в Кремлевском Дворце съездов, Колонном зале Дома Союзов, Академическом музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.
В 1973 году в оркестр пришел Аюша Арсаланов. Он первым ввел систему создания телевизионных передач оркестра на основе предварительных студийных звуковых записей. Затем эстафету подхватил композитор Ж. Батуев.
В 1974 году. оркестр ансамбля «Байкал» возглавил известный исполнитель на народных инструментах и музыкальный мастер Сергей Балдаев. Он искал для коллектива новые формы инструментального музицирования. По его инициативе в 1979 году был организован ансамбль ятагисток. В 1980-1990-е годы с оркестром работали Яков Велихер, Баир Дондоков, Валерий Галсанов, который повысил исполнительский уровень оркестра, значительно обновил фондовые записи, ввел конкурсную систему подбора музыкантов.
9 ноября 2000 года был создан государственный театр песни и танца «Байкал». Театру был придан статус национального достояния как особо ценному объекту культурного наследия народов Бурятии. Через четыре году к «Байкалу» присоединили и государственный театр танца «Бадма Сэсэг».
Новая страница истории театра «Байкал» началась в 2005 году, когда к объединению присоединился оркестр Бурятской ГТРК. Музыканты объединенных коллективов сформировали обновленный состав оркестра бурятских народных инструментов. На момент объединения с оркестром работали дирижер оркестра им. Чингиса Павлова Жаргал Токтонов, дирижер театра «Байкал» Оксана Жамбалова и руководитель ансамбля музыкантов «Бадма сэсэг» Наранбаатар Бадамгарав.
Тогда в составе театра были балетная труппа, солисты-вокалисты и оркестр бурятских инструментов им. Чингиса Павлова. Директором и художественным руководителем театра стал Дандар Бадлуев.
В 2008 году на должность главного балетмейстера вернулся Жаргал Жалсанов. Годом позже он занял пост художественного руководителя.
В 2011 году музыкальным руководителем театра назначен Баттулга Галмандах. С этого времени музыкальная политика была направлена на поиск аутентичного звука. Продолжая пополнять репертуар, в том числе собственными произведениями, руководство театра стало вводить в оркестр новые инструменты. Одним из первых его пополнил товшуур – распространенный в тюркоязычных странах. В репертуаре стали появляться новые произведения и сольные проекты оркестра.
В 2017 году министерством культуры Бурятии и руководством театра «Байкал» было принято решение о переименовании оркестра. Прежнее название было изменено на национальный оркестр Республики Бурятия.
Из последних успехов театра отметим:
2007. Первый международный фестиваль древних классических танцев «Цветок Байкала». В фестивале приняли участие мастера – хореографы из Индонезии, Китая, Шри-Ланки, Японии, России.
2007. Премьера шоу «Блеск Азии».
2012. Премьера спектакля-легенды «Эхо страны Баргуджин Тукум».
2015. Балетная труппа приняла участие в Дрезденском бале (Германия). Спектакль-стихия «Угайм Сулдэ» принимает участие в Китайском фестивале кочевых культур в Хух-Хото (КНР). Премьера музыкально-хореографического спектакля «Мифы и легенды озера Байкал».
2016. Спектакль-легенда «Эхо страны Баргуджин Тукум» удостоен звания лауреата государственной премии Республики Бурятия в области литературы и искусства. Гастроли театра в Португалию и Испанию.
2017. Артисты театра приняли участие на Дрезденском балу (Германия). Победа во всероссийском телевизионном проекте «Танцуют все!». Гастроли в Италии.
2018. Создание первой этно-модерновой группы «Daida» в составе театра «Байкал».
2019. Премьера танцевального шоу «Show of dance». Победа балетной труппы в Международном конкурсе монгольского танца IMDAP.
2021. Юбилейный концерт в честь 80-летия Национального оркестра Бурятии. Впервые в России театром был организован парад дирижеров, которые руководили оркестром. Международный конкурс-фестиваль исполнителей этнической песни «Золотой голос Байкала».
2022. Театр «Байкал» отметил 80-летие. Премия зрительских симпатий «Звезда театрала» в номинации «Лучший национальный театр».
По материалам официального сайта театра. Фото из соцсетей театра
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!