21 мая 2022
23:31

Владимир Демчиков: Марк Шагал послал немного света в галерею Бронштейна

Владимир Демчиков
15 апреля 2016

14 апреля в галерее Виктора Бронштейна открылась выставка литографий Марка Шагала 50-60-х годов – «Послание света». Более 50 листов из частных собраний. Услышав «выставка литографий в Иркутске», нынче, конечно, немного напрягаешься – но Татьяна Викторовна Хазова из московской Must Art Gallery (ее галерея предоставила выставку для экспонирования в Иркутске) рассказала, что это действительно листы Шагала, а не репродукции. Сняла, можно сказать, литографский камень с души.

Сначала об открытии, собравшем пеструю и по-своему замечательную публику. Здесь были старые иркутские художники, давние друзья-партнеры основателя галереи. Выгуливали своих студентов профессора-геологи. Важно прохаживалось высокое областное начальство (в лице министра культуры и ее первого заместителя). Обсуждали послание губернатора, кучкуясь возле фуршетных столов и стремительно поглощая птифуры, практики и теоретики региональной политической борьбы. Юные и прекрасные пишущие девы, мятущиеся, как говаривал тов. Жданов, между будуаром журналистики и моленной пиара, при встрече осторожно целовались, сохраняя нетронутым макияж, не уступавший литографиям Шагала. Отставные промоутеры, бывшие директора школ и прочие пенсионеры шелестели в своих шапках-невидимках среди цветущей молодой публики. То тут, то там чокались (в галерее на открытии, как обычно, было вино и другие напитки). Причем люди чокались со значением. Видно было, как этот немудрящий бокал вина волшебным образом менял настроение публики. Все-таки люди пришли в прекрасную, лучшую в городе галерею, пришли на важную выставку – и немножко выгуливали свой статус (пусть даже заметный только им). И уж чего-чего, а уж бокал вина на открытии выставки Шагала они  точно заслужили, и спасибо Бронштейну, что он это понимает, - вот что как бы говорили лица людей с бокалами. Ну и пить, конечно, всем тоже всегда хочется – так что еще раз спасибо.

Фотографы стремительно обстреливали всех собравшихся серийными птичками. И вообще все без исключения фотографировали и фотографировались на фоне Шагала. Со стороны это всеобщее фотографирование выглядело бы как какое-то помешательство, если бы не то, как эти же люди при этом смотрели выставку.

Все не просто смотрели литографии – все читали. Под каждым листом была табличка с поясняющим текстом – и я, честно говоря, впервые видел, что эти поясняющие тексты так внимательно читались. Конечно, отчасти это связано с невероятным лаконизмом (при всем их богатстве) литографий Шагала, и всем хотелось «добрать» информации, узнать, что же именно, например, в Библии проиллюстрировано мастером. Но это также связано и с тем, что каким-то неуловимым образом из галереи не хотелось уходить, а раз не хочется уходить – то почему бы и не почитать. И люди кругами, по несколько раз, обходили пространство галереи, разглядывая литографии и читая тексты под ними.

Литографии, кстати, рассматривать было очень интересно. Я не большой специалист в живописи, но одно свойство литографий Шагала я заметил именно на этой выставке. Сами листы – небольшие, однако ты смотришь на маленький лист – и как будто глядишь в некоторое магическое окно, за которым происходит «вот это все». Этого ощущения нет, когда листаешь каталог (каталог там тоже есть, кстати). Все-таки в каталоге (как и вообще в альбомах) все работы как бы «одного размера», и крошечная литография, и фреска Микеланжело там со страницу. А на выставке возникает вот это ощущение «окна» и того, что там «за ним» – и это совершенно особенное впечатление.

Набродившись по выставке, мы собрались на выход. И было немного досадно: как же так, это вообще как-то непривычно: все хорошо, выставка отличная, к чему придраться-то, товарищи? И тут мой друг заметил: рядом с гардеробом у входа в туалет на стену в зеркально-перевернутом виде нанесена цитата из знаменитого художника. А так как она нанесена в зеркальном да еще перевернутом виде, то ее мало кто читает. А между тем имя художника «Огюст» написано там как «Огуст»!

Удовлетворенные тем, что нашли, к чему придраться, мы отправились в кафе – обсуждать выставку. Точно зная при этом, что придем еще – оно того стоит.    

Все статьи автора
Читайте также