Издательство «МИФ»

Юбилей Надежды Полуниной

14 октября исполняется 75 лет со дня рождения Надежды Михайловны Полуниной, выпускницы истфака Иркутского государственного университета, библиографа, краеведа и музееведа.

Надежде Михайловне суждено было родиться 14 октября 1945 года в заполярном городе Дудинка Красноярского края. На Крайний Север по сфабрикованному обвинению как член террористической рабочей организации, готовившей покушение на Сергея Кирова, в 1934 году был выслан из Москвы ее отец, Михаил Алексеевич Полунин (1910–2006), рязанский крестьянин, приехавший в столицу на заработки. Мать, Зоя Григорьевна (1921–2009), родилась в Омске, осиротела, когда ей исполнился только год (родители были убиты на Омском железнодорожном вокзале при налете банды), и воспитывалась в детдоме. Выйдя из детского дома, в поисках работы приехала в порт Игарку, откуда зимой, пешком по льду Енисея, отправилась в Дудинку. Здесь и встретились родители Надежды. Она выросла в большой семье - у неё было три сестры и два брата.

Работать начала Надежда в 16 лет в Дудинском порту, одновременно закончила образование в местной  школе рабочей молодежи. Потом переехала в Норильск, работала на комбинате имени А. П. Завенягина, на Талнахе. Жизнь на Таймыре, в суровых условиях Севера, когда ей уже с семи лет приходилось помогать родителям - ловить рыбу (летом в Енисее, зимой на тундровых озерах), ставить  силки на куропаток (на острове Кабацком, пересекая в одиночку Енисей на лыжах) - закалила ее и сформировала характер целеустремленный и решительный, самостоятельный и инициативный, настойчивый и энергичный.

В 21 год Надежда Михайловна покидает Таймыр, приезжает в Иркутск и в том же 1966 году поступает на историческое отделение историко-филологического факультета Иркутского государственного университета. Уже в студенческие годы она выделялась среди своих однокурсников склонностью к методичному и серьезному сбору исторических материалов, любовью к архивным и книжным  исследованиям. Постоянная участница историко-этнографических экспедиций, она самостоятельно подготовила и провела экспедиции в Тобольск, Кяхту, по декабристским местам Иркутской области. Ее первая публикация появилась ещё в годы учёбы в университете - в 1967 году. 

После окончания ИГУ Надежда Полунина в 1972–1978 годах работала в Иркутском областном отделении всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) ответственным секретарем, научным консультантом, а затем возглавила областное отделение как заместитель председателя  президиума совета. Это были годы, когда Общество охраны памятников в своем лице консолидировало все силы, ратовавшие за сохранение историко-культурного наследия, и сумело много сделать на этом многотрудном пути. Как руководитель Общества она принимала самое активное участие в создании историко-мемориального комплекса «Декабристы в Иркутске» и архитектурно-этнографического музея под открытым небом «Тальцы» на 47-м км Байкальского тракта; в реставрации Спасской церкви, Богоявленского собора и Польского костела; организовывала историко-архитектурные экспедиции; проводила научные конференции, внесла существенный вклад в выявление и изучение историко-культурного наследия, в организацию работы по составлению свода памятников истории и культуры Иркутской области. Благодаря ее архивным изысканиям была доказана принадлежность усадьбы декабристу С. Г. Волконскому.

В 1978 году Надежда Михайловна переехала в Москву. Сначала работала в организационно-инструкторском отделе центрального совета ВООПИК, а с 1983 года по настоящее время - научным сотрудником научно-методического отдела Государственного исторического музея. При этом в 1983–1988 годах Полунина трудилась в секторе Свода памятников народов СССР, который являлся всероссийским методическим центром и разрабатывал методические пособия по составлению паспортов на памятники истории и культуры, сотрудники сектора также редактировали паспорта, присылаемые из всех регионов России. Полунина составила около 500 научных паспортов на памятники истории и культуры Москвы. К сожалению, после перестройки сектор был ликвидирован, а его сотрудники занимались организацией методической помощи российским историческим и краеведческим музеям, подготовкой и проведением межрегиональных семинаров, конференций, круглых столов для музейной общественности России.  Полунина выступала составителем и редактором сборников научных статей по материалам проведенных семинаров и конференций.

С 1975 года стали регулярно публиковаться ее статьи в журналах, сборниках, справочниках и энциклопедических изданиях Иркутска, Новосибирска, Москвы. Надежда Михайловна стала автором книг, которые внесли вклад в историческую науку, музееведение и искусствоведение. Научные интересы исследователя широки и разнообразны: это история Иркутска и Москвы, Государственный исторический музей, частное собирательство и музейное дело в России в XVII–XXI веках, искусство силуэта. В настоящее время она автор около 200 публикаций, в том числе 12 книг.

Первую книгу, «У истоков каменного града», Надежда Михайловна посвятила каменным шедеврам сибирского зодчества - Спасской церкви и Богоявленскому собору, возведенным в начале XVIII века. Необходимо отметить, что среди иркутских историков Полунина одной из первых обратилась к православной тематике, которая в силу идеологических установок того времени не приветствовалась в исторической науке. Вторая книга, «Живая старина Приангарья», рассказывала об историко-культурном наследии здешнего края - архитектурных памятниках XVII–XX веков Иркутска, Урика, Усть-Куды, Тельмы, Бельска; музеях Иркутска, Ангарска; Хайтинском фарфоровом заводе; архитектурно-этнографическом музее «Тальцы»; библиотеках; древних промыслах. Книга «Иркутская земля: через годы, через расстояния...Путеводные рассказы»  посвящена 70-летию образования Иркутской области, она  была переведена на английский язык.

Полунина стала ведущим специалистом в авторском коллективе, подготовившем книгу, открывающую серию «Иркутск. Храмы и судьбы», - первую исчерпывающую монографию об иркутской Спасской церкви. Исследование включает историю создания храма, характеристику его архитектурного облика; жизнь приходской общины с приложением словаря всего причта со дня основания церкви. Книги Полуниной стали настольными изданиями для многих поколений иркутских краеведов.

Как пишет Иван Федосеев, "в Иркутской области я  прожил не один десяток лет. И каждый год таежные и горные тропы уводили меня в края заповедные. Я многое видел. Но прочитав  путеводные рассказы, я открыл для себя, что что-то очень важное осталось, как говорится, за кадром.  Я всегда считал, что Иркутск берет свое начало с 6 июля 1661 года. А Надежда Михайловн цитирует документы, по которым Иркутск основан в 1620 году «зимовьем при реке Иркут на левом берегу выше устья за версту». С каким чувством она рассказывает историю церкви во имя Спаса Нерукотворного Образа, второго  каменного здания  в городе, сохранившегося до наших дней. А что вы знаете о скальной живописи по берегам Ангары? Я узнал об этом только из книги Н. М. Полуниной. И такие открытия сопровождают читателя в каждой «прогулке», а их в книге девять.

В своем творчестве Надежда Михайловна ставить точку не собирается. Сейчас она работает над очередной книгой «Иркутские страницы Первопрестольной. Путеводитель». В книге предполагается рассказать о жизни и деятельности выдающихся представителей, родившихся в Иркутске и проведших там детство и юность, но творческая деятельность, признание и слава которых пришли в Москве. И как повлиял Иркутск не те замечательные качества, которые позволили им проявить себя ярко на московской земле и оставить заметный след в истории нашего Отечества.

Поколение,  которым сейчас 75. Ровесники великой Победы. Первые дети первого послевоенного года, желанные и любимые. В каждой их клеточке душа победителей. Надежда Михайловна Полунина одна из них.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

15.10.2020


Новости партнеров

Бывших иркутян не бывает