Две пятерки Даши Намдакова

16 февраля 2022

Сегодня признанный во всем мире мастер, народный художник России Даши Намдаков отмечает свой 55-летний юбилей. 

Даши крайне редко дает интервью, поэтому "Глагол" решил опубликовать текст, представленный на официальном сайте Русского географического общества, с сокращениями. 

Он родился в бурятском селе Укурик в Забайкалье, шестым ребёнком в многодетной семье, принадлежащей к древнему роду кузнецов-дарханов. Семейная легенда гласит: в возрасте пятнадцати лет мальчик заболел и долго не выздоравливал. Ситуация изменилась, когда за дело взялись шаманы. Они же и объяснили юному Даши, что это духи указывают ему путь: он должен стать шаманом. Но Даши хотел быть художником и сумел настоять на своём. C ним согласились, признав, что творчество тоже может рассматриваться как "шаманская практика".

"Энергия шаманизма – это энергия человека, которую он наследует или развивает, – поясняет сам скульптор. – Мой род, наверное, больше род творческих людей. И наше стремление найти красоту в предметах и передать её другим – благородная миссия, которую мы несём".

Даши окончил Красноярский художественный институт, где учился у академика Льва Головницкого в мастерской скульптуры. До 2004 года он жил в Улан-Удэ, потом – в Москве. В 2010 году началось сотрудничество скульптора с лондонской галереей "Хельсион", и в 2014 году он переехал в Лондон. Работа требует от него постоянных перемещений: отливает свои скульптуры Даши в Италии, где находятся две лучшие литейные мастерские Европы, а за вдохновением регулярно возвращается в родной Укурик. Он постоянно находится в движении.

"Создав работу, я иду дальше и стараюсь не привязываться к прежним своим идеалам, надо развиваться, – говорит Даши. – Время такое. Моя жизнь сейчас проходит и в Лондоне, и в Италии, и в России – это ритм и множество новой информации, которая держит в тонусе. Пока есть силы, надо успевать".

"Мадонна с птичкой" (фото под текстом) появилась после моей выставки в Эрмитаже, – рассказывает Даши Намдаков. – Композиция скульптуры со сложенными под грудью руками перекликается с композицией древнего сибирского каменного Балбала (каменной бабы в тюркской культуре), она стояла на первом этаже Эрмитажа недалеко от залов с моей выставкой. Ходил мимо каждый день, и что-то передалось".

Идол евразийских степей, вдохновивший скульптора на создание "Мадонны", был выточен из цельного камня и тоже держал у груди ритуальный предмет, играющий большую роль в символике кочевников.

"Мотив вечный и глобальный, – объясняет Даши. – Это символ плодородия и вечной жизни, символ материнства и любви. Птичка может быть и душой, и ребёнком, это понятный всем образ".

Черты лица у Мадонны этнические, название ассоциируется с европейской культурой, а сама тема близка людям по всему миру, как и тихая задумчивость женщины, полностью сосредоточенной на своих ощущениях. Спецпроект, объединяющий все представленные на Фестивале работы, называется "Утерянные цивилизации", но мы находим потерю в нормах и ценностях цивилизации современной.

Наряду с другими скульптурами мастер считает новым витком своего творчества коллекцию работ "Изнутри". Чтобы усилить эмоциональное воздействие на зрителя, для коллекции создают особое пространство. Скульптуры будут собраны в одном зале, оформление которого с первого шага погрузит посетителей в атмосферу потаённых находок и древних загадок. Из темноты каждую работу будут выхватывать прицельно направленные лучи света, вызывая у зрителей ассоциации со старым заброшенным храмом. Драматический эффект освещения дополнит специально подобранное звуковое сопровождение.

"Выставки всегда рассчитаны на зрителя, и нам показалось, что для показа этой коллекции нужен особый дизайн или театрализованное пространство, – делится Даши. – Надо создать условия для восприятия внутренних процессов, которые происходят в образах-скульптурах. Это и магия, и попытка максимально достоверно передать замысел. Поэтому мы привлекаем и цвет, и свет, и музыкальные ассоциации".

Но самое главное впечатление посетители, конечно, получат от самих работ.

"Начало и конец творческого процесса – это относительные величины, всё идёт как-то параллельно и складывается из множества эскизов всех моих лет, с подросткового возраста до нынешнего момента. Даты ничего не значат. Но если уж говорить о первой из созданных скульптур коллекции, пусть будет "Энергия" (фото под текстом).

Работа над бронзовыми скульптурами – трудоёмкий процесс и требует много сил. Сначала мастер переносит появившийся у него в воображении образ на бумагу, делая огромное количество эскизов. Из них он выбирает считаные единицы, на основе которых начинает работать с глиной. В процессе лепки Даши тщательно прорабатывает все детали будущей скульптуры, порой немного меняя стилистику первоначального образа, чтобы добиться идеального результата. Только после этого можно приступать к формовке и литью – этот процесс проходит уже в Пьетрасанте.

"Эта скульптура связана с моим мироощущением, – рассказывает Даши. – Это своего рода мой "автопортрет". В образе античного торса мы можем увидеть атлета, несгибаемого и непадшего, но устоявшего и поднимающегося. Внутренняя энергия позволяет ему сделать этот рывок. Цвета скульптуры – как нутро вулкана, ещё недавно спавшего, но уже грозно пробуждающегося".

"Цвет в скульптуре использовался с древности, достаточно вспомнить, что античные греческие статуи было принято раскрашивать, просто они дошли до нас в римских повторах и без цвета, – объясняет художник. – Или возьмём скульптуры Египта и Переднего Востока – это симфония пластики и колористических эффектов, которые имеют огромное символическое значение. Поэтому и мне хочется обновления выразительной палитры, чтобы передать свои импульсы".

Одна из скульптур, где потребовалась серьёзная работа с цветом, – "Укрощение Минотавра", очень выразительная и сложная как по форме, так и по фактуре. К древнегреческому образу человека-быка скульптор обращается не в первый раз. В 2007 году он создал работу, которая оставляет ощущение незавершённости: её контуры только намечены, поверхность неровная. В 2010 году появилась ещё одна скульптура на ту же тему, в ней линии Минотавра отличаются плавностью и филигранностью проработки. Посреди лба на гладкой бычьей голове с раскидистыми рогами выступает третий глаз.

"Минотавр (фото под текстом) – это сложный хтонический персонаж, и мне он нравится своей энергией: не положительной или отрицательной, а космической, которая выше нашего понимания, – размышляет Даши. – Но её можно ощутить. В мифе это божество сторожит вход в Нижний мир. Он хранитель особых знаний. Он грозен, но у него такая судьба. Поэтому я искал параллели на Востоке в Центральной Азии, в буддизме, где все существа связаны цепью перерождений. И глаз во лбу – это прозрение. Маски грозных божеств с рогами и страшными гневными выражениями надевали монахи, участвующие в буддийской мистерии Цам. Мне это интересно для познания, для размышления о жизни и её явлениях. Мифы хранят много увлекательного, пробую проникнуть туда и в новых своих коллекциях".

"Глагол" поздравляет Даши Намдакова с юбилеем!

Фото из архива Даши Намдакова

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также