Дневник тренинга-интенсива «Мама-предприниматель 2024»

16 сентября 2024

16 сентября в Иркутске начался тренинг-интенсив регионального этапа программы «Мама-предприниматель 2024».

мама

16 сентября, понедельник

Ежегодная федеральная программа направлена на развитие и поддержку женского предпринимательства в России. Проект реализуется Минэкономразвития России в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» совместно с Центром «Мой бизнес» при поддержке Фонда «Наше будущее», Корпорации МСП, Wildberries, СБЕР, Союза женщин России, компании VK и iDialogue.

Приветствуя иркутских участниц, директор Центра «Мой бизнес» Диляра Окладникова отметила, что главное – это полученные на проекте знания и компетенции, которые женщины смогут использовать в дальнейшем. Совмещать две сложные задачи: создание собственного бизнеса и воспитание детей может не каждая, тем амбициознее эта задача. 

По мнению Диляры Окладниковой, необходимость решать сразу несколько разнонаправленных задач дает человеку уникальную возможность личностного роста. Он учится грамотно распределять время, ресурсы и силы. Специалисты центра «Мой бизнес» готовы делиться опытом и наработками, задача участниц – извлечь максимальную пользу, чтобы реализовать личную бизнес-идею, подчеркнула директор центра «Мой бизнес». Она выразила уверенность, что тренинг будет продуктивным, поскольку с одной стороны работают профессиональные спикеры, с другой – заинтересованные участницы. 

«Эта неделя принесет много ярких и интересных событий, перестроит мысли в вашей голове. Нацеливайтесь только на результат», - сказала Диляра Окладникова.

Руководитель центра кластерного развития Центра «Мой бизнес» Ирина Ринчиновна Малакшинова рассказала участницам проекта об особенностях создания бизнес-плана, дала пошаговую инструкцию создания собственного успешного бизнес-плана. 

Она отметила, что в Центре «Мой бизнес» участницы проекта могут и в дальнейшем получить все необходимые консультации на бесплатной основе. Лекция заместителя руководителя по маркетингу центра кластерного развития Никиты Котова была посвящена 9 первым шагам в маркетинге для начинающих предпринимателей. 

«Это база, без которой ваш бизнес не начнет работать, - рассказал Никита Котов. – Важно определить именно вашу целевую аудиторию, причем достаточно точно. Все на свете люди могут быть целевой аудиторией только для товаров повседневного спроса. Если у вас не такие товары – ищите свою аудиторию. Нельзя сказать: «Моя аудитория – все женщины». И нельзя заявить: «Женщины от 35 до 50». Это слишком широко. Пока мы не будем точно понимать, какие конкретно женщины нам нужны, успеха мы не добьемся. Важно учесть и социальные факторы, и географические, и психологические». 

Определение целевой аудитории возможно за счет заимствования опыта уже существующих игроков на рынке, собственного опыта, проведения опросов. Когда станет понятна целевая аудитория, бизнесмен должен изучить конкурентов. «Вы должны предложить что-то, более точно подходящее вашей целевой аудитории, чем продукт конкурента, - говорит Никита Котов. – Разберем обычный детский творожок. Целевая аудитория – мамы. Какие мы знаем традиционные цвета творожков? Голубой, белый, бежевый, розовый. А перед нами творожок кислотно-зеленого цвета с птичкой. Зачем это? Такой творожок наверняка понравится ребенку, и маме придется его купить».  Бизнесмен должен создать уникальный продукт, бренд, рекламную кампанию, провести ее аналитику, отметил Никита Котов.

29 участниц проекта в первый день провели самопрезентации. В числе заявленных проектов – и создание сайта для взаимодействия родителей, которые воспитывают детей с ОВЗ, и проект расширения клинингового бизнеса, и молочное производство, шитье, фотодело, изготовление ювелирных украшений, национальных костюмов, специализированных продуктов для детей и взрослых, нуждающихся в особой диете. География участниц – Иркутск, Иркутский, Усольский районы, Ангарск, Усть-Орда и другие населенные пункты. 

Например, многодетная мама из Большой Елани Усольского района Дарья Попова занялась впервые изготовлением фотосувениров на дому. «Это позволило мне и зарабатывать дома, и заниматься детьми, - рассказывает она. – Я делаю фотопечать на подушках, кружках, пазлах, линейках. Клиенты приходят прямо на дом». Дарья приняла решение участвовать в проекте «Мама-предприниматель», так как хочет расширять свой бизнес, включив в сувенирную продукцию вышитые изделия, и выйти на продажи на маркетплейсах. «Опыт, который я получу здесь, мне необходим, чтобы более осознанно и грамотно развивать свое дело», - сказала Дарья. 

Мама шестерых детей Наталья Дубынина также представляет Усольский район. У нее большое хозяйство: коровы, кролики, козы. «Мы производим молочную продукцию, и реализуем ее в Ангарске. Я довожу наш продукт до дома, потому что зачастую наши клиенты – пенсионеры, инвалиды. Заказов очень много, ближайшие две недели расписаны. Сегодня я закончу обучение и повезу продукцию своим клиентам. Нам не хватает сырья, хотелось бы нарастить объемы. От этого обучения жду развития, новой информации о грантах, возможностях, нового общения и связей».   

Вторую половину дня с участницами проекта работал Антон Ковешников, имеющий десятилетний опыт работы в должности руководителя отдела маркетинга и PR компаний – производителей. 9 лет Антон Ковешников трудился в качестве руководителя отдела маркетинга и коммуникаций ПАО «Сбербанк» Иркутск. В настоящий момент ведет собственную практику маркетингового сопровождения компаний.

Вместе с участницами он разрабатывал гипотезы бизнес-проектов, проводил конкурентный анализ, консультировал индивидуально. «У нас есть множество программ, однако «Мама-предприниматель» отличается от всех них, - сказал Антон Ковешников. – По моему ощущению, мамы-предприниматели более заряжены, более вовлечены в процесс. Они испытывают большую общность с друг другом, чем разобщенные группы, например, в «Школе предпринимательства». Сообществу мам намного проще создавать честные партнерские отношения и преодолевать барьеры. Сложность – любой бизнес-проект – это цифры и факты. Свои гипотезы и идеи бизнеса нужно проверить и подтвердить. И лучше всего – друг на друге. Этот опыт мы попытаемся вам передать максимально полно». 

17 сентября, вторник

Восемь спикеров выступили во время второго дня. Утро началось с лекции специалиста по маркетинговому сопровождению компаний Антона Ковешникова. Лектор рассказал о том, как разработать и осуществить исследованием целевой аудитории. 

- Чем более четко мы понимаем свою целевую аудиторию, тем эффективнее коммуницируем с клиентом, - убежден спикер. - Целевая аудитория изучается уже на стадии проектирования бизнеса, этот этап работы ни в коем случае нельзя пропускать. 

Исследование покажет, как бизнесмен может сформировать нужный рынку продукт, адаптировать его для клиентов, а в конечном и тогда  это поможет успешной оптимизации маркетинга. Один из самых эффективных способов исследования аудитории – проблемное интервью. Антон Ковешников подробно разобрал с участницами особенности составления вопросов для такого интервью, а также способы проведения опросов.  

Марина Зорина, представляющая Центр «Мой бизнес», рассказала о пяти видах мер финансовой поддержки для предпринимателей Иркутской области, в частности, социальном субсидировании, возможностях региональных фондов развития промышленности, микрокредитования, социальных контрактах и грантах. Она особо подчеркнула, что для всех предпринимателей доступна гарантийная поддержка от Центра «Мой бизнес» при получении займа, в случае если у них не хватает имущества для залога.

- Нужно использовать все государственные возможности, чтобы получить финансовую поддержку, - подчеркнула эксперт . – В сегодняшней непростой ситуации на финансовых рынках особенно важно знать, где и какую помощь могут оказать начинающему предпринимателю. 

Участницы проекта интересовались, какие виды социального субсидирования существую, как можно получить консультационную помощь в кредитовании.

Руководитель регионального проектного офиса Президентского фонда культурный инициатив Анна Загайнова рассказала, на какие гранты могут претендовать мамы, которые желают создать собственный бизнес, какие сервисы помогут в поиске грантодателей. 

- У нас существуют два основных фонда так называемые президентских грантов - это президентский Фонд культурных инициатив и собственно Фонд президентских грантов, - отметила эксперт. - Каждый из них имеет свои особенности, и важно понимать – куда подходит именно ваш проект. ФПГ – это больше про социальные проекты, а вот ФПКИ – это все творческие, культурные проекты, формирование и развитие социокультурный среды.  

У ФПКИ также  более широкий список участников, которые могут претендовать на гранты. Анна Загайнова рассказала о четырех финансовых коридорах при подаче грантов ФПКИ, балловой системе при оценке грантовой заявки, формировании команды, особенностях оформления заявки для проверки фискальными органами. 

- Приглашаю вас в наш проектный офис, наши консультационные услуги совершенно бесплатны, - сказала Анна Загайнова. – Мы не беремся делать заявку за вас, но разберём ваш проект, и укажем на ошибки. И поможем с консультацией. Не стоит огорчаться, если заявка не пройдет. В больших конкурсах выигрыш примерно 10 процентов. Однако полученный опыт – бесценен.

О том, как важно сформировать бизнес-команду, объединенную единой целью, рассказала предприниматель, менеджер, директор иркутского ресторана «Курица или рыба?» Екатерина Брюханова. Все члены команды, которая реализует тот или иной проект, должны четко понимать свои задачи и быть замотивированы. 

- Менеджер даёт четкую цель, и распределят ресурсы - время, деньги, персонал, - говорит Екатерина Брюханова. – У бизнеса всегда несколько целей - стратегические, тактические, оперативные, операционные. Если сегодня вы думаете о своём бизнесе, то надо думать не только про «здесь и сейчас», но и на десять лет вперед, куда вы идете, где себя видите в будущем.

Эксперт рассказала, насколько важно координировать задачи, простроить структуру своего коллектива, делегировать полномочия. 

- Один человек способен управлять только шестью человеками, плюс минус двоими еще, - говорит Екатерина Брюханова. - В процессе организации так или иначе надо делегировать обязанности. Если вы все будет делать сами, вы не будете есть и пить, выгорите через четыре месяца. Надо дать людям право на ошибку, они научатся делать что-то лучше вас, а вы высвободите время на более важные задачи.

Председатель Некоммерческого Партнерства «Малые предприятия Иркутской области» Валентина Сокова рассказала о том, с какими трудностями при налогообложении сталкиваются начинающие предприниматели.  

По мнению эксперта, на сегодняшний день мамы, которые впервые входят в мир бизнеса, должны ориентироваться на две основные формы работы – самозанятость и индивидуальное предпринимательство. 

Валентина убеждена, что для первых шагов вполне подойдет статус самозанятого, так как налоговая отчетность в этом случае простейшая, и требует от предпринимателя только работы с чеками и подачи несложного отчета в налоговую инспекцию. А вот регистрация в качестве индивидуального предпринимателя требует серьезной предварительной консультации, поскольку неопытный человек может не разобраться с системой налогообложения, и не заметить «подводных» камней, который видны только специалисту. 

- Я советую перед открытием предприятия проконсультироваться в центре «Мой бизнес» насчет удобной именно вашему проекту системы налогообложения. Все необходимо очень внимательно просчитать, прежде чем предпринимать какие-то шаги, - считает Валентина Сокова. 

Участницы тренинга интересовались вопросами о том, как открывать и закрывать ИП, какую форму выбрать для фермерских хозяйств, как эффективно взаимодействовать с налоговыми органами.

О возможностях, которые представляет Сбер для начинающих предпринимателях, проекте бизнес-акселератора рассказали представители банка. Территориальный менеджер по работе с партнерами Иркутского отделения Сбербанка Анна Перфильева обратила внимание участниц на проект «Сбер-бизнес Старт», который позволяет провести все операции по регистрации предприятия через банк, не взаимодействуя с налоговыми органами. 

Регистрация бизнеса возможна прямо через центр «Мой бизнес», отметила эксперт. До 31 октября действует акция: если регистрация произошла через партнера (например, через «Мой бизнес»), то предприниматель получает на счет бонусную сумму, сообщила Анна Перфильева. 

Эксперт также рассказала про программу лояльности Сбера, отраслевые решения для онлайн-торговли, возможности создания нейросетью сайт-визитки.  

Специалист Сбера Галина Калинина представила сервисы, которые помогают родителям и детям. молодежную Сберкарту, проект «Детские финансы» и программу «Спасибо». Участницы тренинга «Мама-предприниматель» познакомились с проектом акселератора «Первое дело».

Завершила второй день тренинга «Мама-предприниматель» блогер, бизнес-тренер, руководитель инновационного проекта Молчановки «Школа креативных индустрий» Яна Варшавская. Она рассказала участницам проекта о том, как составлять планы продаж. 

- Если вы что-то продаете, и не оставите план, вы однозначно продаете меньше, то есть вся ваша деятельность бесцельна, - сказала бизнес-тренер. - Нужно понимать средний чек на вашу продукцию на рынке, какое количество товара вы намерены продавать, какое количество клиентов привлечь.

Яна отметила важность создание собственного уникального информационного контента в соцсетях, особенно видео-контента. 

- Клиент должен видеть не только товар, но и того, кто его создает, желательно – в процессе. Важно также придумать веселый, развлекательный посыл, с которым можно будет рассказать о товаре. Это позволит сделать бренд запоминающимся. 

18 сентября, среда

Юридическое сопровождение своего дела, особенности формирования выручки и прибыли, разработка маркетингового плана и собственного бизнес-плана – это основные темы третьего дня интенсив-тренинга регионального этапа программы «Мама-предприниматель 2024».

Участницы побывали в магазине «Подарки с Байкала» торгово-производственного предприятия «Таежные вкусняшки», где познакомились с бизнесом и провели дегустацию продукции.

Кандидат юридических наук, эксперт гражданского и предпринимательского права РФ Анна Молонова, занимающаяся юридическим сопровождением внешнеэкономической деятельности компаний, рассказала как начать свое дело юридически грамотно. Юрист сопровождает новый бизнес с момента создания идеи, а затем идет рука об руку с предпринимателем на всех этапах. Создание бренда, например, предполагает обязательную проверку его на индивидуальность, а затем – регистрацию. Эксперт сообщила, что центр "Мой бизнес" предоставляет услуги регистрации товарного знака, дает все необходимые консультации, предприниматель в этом случае оплачивает только госпошлину.

Молодые предпринимательницы интересовались юридическими аспектами работы франшизы, вопросами охраны труда, исполнения договорных обязательств, возможностью увольнения недобросовестных работников. 

- Возьмите за правило составлять договоры со всей тщательностью, - говорит Анна Молонова. – В них необходимо фиксировать все возможные ситуации,  даже самые сложные. Если же какая-то ситуация возникла уже в процессе работы, составляется протокол разногласий, вносятся изменения в договор. Сейчас наступило время осознанного предпринимательства, когда люди фиксируют на бумаге все возможные нюансы, чтобы не испытывать трудностей в дальнейшем. И я советую тем, кто начинает свое дело, обратить пристальное внимание на юридическую защиту своего бизнеса.

Анна остановилась отдельно на вопросах охраны труда, поскольку без должного юридического оформления этой стороны дела, вся вина в случает производственной травмы ложится на работодателя. Не стоит пренебрегать протоколами, инструкциями по технике безопасности. Все эти документы должны быть оформлены юридически безукоризненно, и доведены до сведения работников под подпись. То же самое касается и найма. 

- Предприниматель должен быть "обложен бумажками" на начальном этапе, а не когда что-то случилось, и человек побежал в трудовую инспекцию, - говорит эксперт. - Поэтому вся необходимая документация создаётся при приеме не работу, чтобы в процессе не появилось конфликтных ситуаций. От того, как мы построим дисциплину на предприятии, в том числе и с оформлением всей документации, так и оно и будет функционировать. 

Если отнестись к женскому предпринимательству как к семье, то вы должны действовать как в своей семье - распределить обязанности, четко их прописать, рассказать каждому, что он делает. И мотивировать на работу. Не будет четких инструкций, будут конфликты и хаос.

Директор иркутского ресторана «Курица или рыба» Екатерина Брюханова рассказала о типичной ошибке предпринимателей – они зачастую путают выручку и прибыль. 

- Никогда нельзя путать личные деньги и деньги на бизнес. Выручка – это еще не прибыль, и нельзя с этих денег отправляться покупать жене сапоги, иначе вы не будете успешны, - убеждена эксперт. –  Такой показатель, как средний чек, нужно учитывать обязательно. Нужно постоянно сравнить себя с собой, с конкурентами, смотреть среднюю цену вашего товара или услуги, причем на протяжении как коротких участков, так и длительного времени. Только тогда вы будете знать, в каком состоянии ваше дело.

При ведении дела нужно учитывать постоянные и переменные затраты, которые также будут сказываться в конечном итоге на объеме прибыли и рентабельности предприятия, которая на современном рынке составляет 15-20%. Важно вывести свое предприятие на точку безубыточности, а это невозможно без кропотливого учета объема продаж, а также постоянных и переменных затрат.

Вопросы создания успешной маркетинговой стратегии обсуждались на лекции заместителя руководителя по маркетингу центра кластерного развития Никиты Котова. Эксперт обозначил основные условия создания успешного бизнеса – анализ общего состояния рынка, исследование работы прямых конкурентов, работа по определению целевой аудитории, внутренний аудид, swot-анализ. 

- Must have любой компании – это обязательный набор, без которого лучше не начинать заниматься бизнесом, - говорит эксперт. - Это сайт. Можно начать с landing page. Социальные сети должны быть постоянно активны. Обязательный визуал, контент, таргетированная реклама. У вас должны работать все контактные данные. Вы должны присутствовать на агрегаторах маркетплейсов. Вы должны использовать smm-продвижение. Безусловно, у вас должен быть свой бренд.

Во второй половине дня участницы побывали с бизнес-визитом в магазине «Подарки с Байкала» торгово-производственного предприятия «Таежные вкусняшки». Создатель производства Олег Шушеньков рассказал о том, как несколько лет назад он с супругой начал свой бизнес по переработке дикоросов. 

Так появилась линейка продуктов: мед с натуральными наполнителями (иван-чай, кедровые орехи, ягоды), различные варенья из дикого сырья, разнообразные миксы. Есть в ассортименте и вяленые сосновые шишки. В прошлом году супруги открыли магазин на улице Урицкого под названием «Подарки с Байкала». К меду, вареньям, различным травам супруги прибавили сувенирную продукцию от мастеров Иркутской области,  картины, изделия из кожи, кости, металла, камней. 

Участницы проекта продегустировали один из самых популярных продуктов бренда – вяленые в меду сосновые шишки. В планах «Таежных вкусняшек» - открытие второго магазина  в 130-м квартале.

- Отличный проект, душевные, позитивные люди, - так отзывались участницы интенсив-тренинга о супругах, сумевших открыть новые грани традиционных сибирских продуктов.

Завершился третий день программы подготовкой к будущей защите проектов. Индивидуальные консультации провели различные специалисты центра «Мой бизнес» - по маркетингу, по сертификации продукции, кредитованию, бизнес-проектированию. 

С участницами работали Светлана Воронина, Никита Котов, Екатерина Брюханова и другие специалисты. 10 сентября состоится жеребьевка, а  20 сентября участницы выйдут на защиту собственных бизнес-проектов.

19 сентября, четверг

«Курица или рыба?» - этот вопрос был самым актуальным утром четвертого дня тренинга-интенсива регионального этапа программы «Мама-предприниматель 2024. 

Но на этот раз рабочий день участницы начали не в лектории центра, а в круглосуточном ресторане рядом с воздушными воротами Иркутска. Ресторан так и называется «Курица или рыба?», а в соцсетях еще и носит название «улётный». Название воспроизводит самую популярную фразу стюардесс, которую они произносят во время обеда на борту. Его придумал один из лучших маркетологов Иркутска Александр Цветков, а уже потом весь стиль ресторана был создан в авиа-тематике. Соучредительницы бизнеса – иркутянки Наталья Коляденко и Екатерина Брюханова

Екатерина Геннадьевна и встретила мам-предпринимательниц утром в ресторане. Она на примере совместного бизнеса, начавшегося с маленького кафе «Ягода», показала, как труден путь от наемного менеджера к собственнику. Как важно отыскать целевую аудиторию, чтобы получать, к примеру, гарантированные 100-120 стабильных завтраков в день, плюс бизнес-ланчи, обеды, банкеты.

- Наш ресторан специфический, работает при отеле «Воздушная гавань», что накладывает определенные ограничения, - рассказала Екатерина Брюханова. – Работа круглосуточная, а гости отеля очень разные - от мужчин, которые едут на вахту или с вахты, и заканчивая интеллектуальными дамами из Санкт-Петербурга. 

Если вы посмотрите наше меню, оно отражает разнообразные вкусы наших клиентов. Есть и простейший недорогой салат "Оливье", жареная картошка с мясом по-домашнему. Однако в меню есть и соленые сырники с форелью, скумбрия с шиитаки. У нас бывают как туристы, так и транзитные пассажиры, жители Иркутска и Иркутской области. Вкусы транзитных пассажиров мы должны учитывать, так появляются в меню сагудай, блюда с брусникой. Блюда должны заинтересовать человека, возможно, он когда-то вернется на Байкал. 

У нас есть вип-зал, где мы принимали и племянника президента Владимира Путина, и губернатора, и сотрудников правительства. Обедают у нас очень разные люди. Мы принимаем с одинаковым радушием всех. Нам хочется, чтобы наш край развивался, и в этом мы видим свою миссию. 

Когда участницы проекта вернулись в центр «Мой бизнес», их рабочую программу вела снова Екатерина Брюханова. Предприниматель рассказала, как необходимо планировать свою работу, правильно расставлять приоритеты. На примере пирамиды Маслоу эксперт показала, что успешность бизнес-проекта зависит от того, как себя чувствуют наемные работники: 

- Пока не закрыты зарплатой базовые потребности, иные у людей просто не возникнут, и вы никогда не получите мотивированного и заинтересованного сотрудника, - говорит Екатерина Брюханова. 

Когда базовые потребности удовлетворены, человек готов самореализовываться. Для формирования команды важно все, даже первые успехи в самореализации, именно их люди запомнят надолго. 

- Мой муж был первым, что привез бренд Кока-Колы в Иркутск. Ему принадлежал первый в Иркутске фирменный грузовичок «Кока-Колы», - рассказывает Екатерина. - Он помнит эти времена и гордится.

Людям важно, чтобы в бизнес-команде их уважали, и ценили их работу. Одно из самых успешных объявлений в истории рекламы такое: «Требуются люди для рискованного путешествия. Обещается маленькая зарплата, суровые холода, долгие месяцы кромешной тьмы, постоянная опасность, сомнительная вероятность благополучного возвращения, но в случае успеха - почет и признание". Его разместил Эрнест Шеклтон, исследователь Антарктики. Он без труда набрал команду, поскольку для очень многих людей «почет и признание» - важнейшие стимулы. Это необходимо понимать, когда создаешь свою команду.

Сессия четвертого дня продолжилась выступлением директора центра «Мой бизнес» Диляры Окладниковой. Она рассказала, как можно совмещать успешную карьеру и оставаться любящей мамой, супругой, другом. 

- Нужно уметь совмещать разные направления в своей жизни, чтобы быть в ладу с самим собой, - считает Диляра Окладникова. – Я – человек, который реализовывает различные проекты, и я – мама троих детей. Как все успеть, чтобы ни одна грань твоей жизни не была заброшена и забыта? Если вы такой человек, что ваша работа вам важна в той же степени, как и ваша семья, то нужно должны научиться жить с этим, не теряя себя.

Успешный человек всегда проходит через риски и неопределенности, без этого нет победы. Так было и с Центром «Мой бизнес», работу над ним Диляра Окладникова совмещала с заботой о только что родившемся ребенке. 

- Не нужно бояться ошибок и неудач, в большинстве случаев это не катастрофа, а повод оттолкнуться и всплыть, - считает она. - Большие энергетические затраты будут всегда. На генерацию идеи, ее трансформацию под изменившиеся обстоятельства. Но это неотъемлемая часть пути к успеху.

Диляра Окладникова подчеркнула, что как бы женщины не были увлечены любимым делом и семьей, нужно находить время для заботы о себе – это спорт, отдых, восполнение ресурса.

Историей своего бизнес-успеха с участницами проекта поделилась Анастасия Журова. Она начала свой бизнес еще в 18-летнем возрасте в 2017 году после обучения в стартапе «Тайга». Девушке захотелось организовывать романтические свидания на крыше. 

Идея понравилась иркутянам, и сейчас есть семьи с детьми, где папа сделал маме предложение на той самой «романтической крыше». И в 2024 году проект Анастасии процветает, запущены «кинопоказы на крыше», теперь уже под куполом, выстроенным на средства, вырученные с самого проекта. Анастасия считает, что важно все время быть на связи со своей аудиторией. 

- Делайте все в настоящем моменте, - говорит она. – Здесь и сейчас. Не нужно впадать в бесконечный перфекционизм. И постоянно тестируйте свои гипотезы в отношении бизнеса на реальных людях.

Наталья Егерева в прошлом году заняла второе место в конкурсе «Мама-предприниматель». Она – основатель студии «Клавиши», учит играть на фортепьяно и других музыкальных инструментах. Проект рождался трудно, были и коммуникационные, и бытовые, и экономические трудности. 

Однако сейчас Наталья Егерева – один из самых востребованных музыкальных педагогов в Иркутске, ее расписание заполнено с раннего утра и до позднего вечера. Ее ученики занимаются и онлайн – в Питере, Москве, других городах России. 

Анна Вапняр, основатель и идейный вдохновитель сетей ателье тортов TOTI считает, что главное – следовать своей мечте, верить в себя, в свое дело. Когда-то она начинала с пекарни на дому, а сегодня у нее в подчинении работает более сотни человек. 

Евгения Балковая, много лет успешно развивающая швейное дело, считает, что проект всегда должен трансформироваться – например, она организовала «Швейный холл» - творческий коворкинг, где люди могли бы реализовать себя в швейном деле.

Все участницы проекта получили вкусные презенты от Анны Вапняр и сувениры от студии «Клавиши». После чего состоялась жеребьевка на предстоящую 20 сентября защиту проектов. Из 36 человек, которые зарегистрировались в первый день на программе «Мама-предприниматель», на защиту вышли 22 участницы. Им предстоит побороться за главный приз – 100 тысяч рублей.      

- Я советую вам подготовится к завтрашней презентации максимально серьезно, -  обратилась Диляра Окладникова к участницам программы. - Наша комиссия спрашивала в прошлом году об эффективности бизнеса, экономической составляющей. Большое значение имеет визуальное восприятие, вы должны показать ценность продукта, финансовую точку безубыточности, кто ваш целевой клиент и каким  образом вы до него «достучитесь». 

Завтра вам важно побороть себя, свое волнение. А это возможно, если вы будете хорошо знать свой проект. Наши эксперты хотят понять, насколько вы четко понимаете, чем и как хотите заниматься, увидеть в презентации слабые места, и возможно, помочь вам их закрыть.  

Диляра выразила надежду, что работа победительницы конкурса будет настолько сильной, что пройдет в финал федерального конкурса и будет представлена в Москве. 

- Поверьте, у нас  нет любимчиков и не любимчиков, - сказала глава центра «Мой бизнес».-  Все вы для нас родные, и для всех нас важно, чтобы ваше дело нашло свое развитие. Постарайтесь прожить свою презентацию.     

20 сентября, пятница

23 участницы регионального этапа программы «Мама-предприниматель 2024» представили свои бизнес-проекты в центре «Мой бизнес». Это был последний, финальный этап тренинг-интенсива. Девушки боролись за приз в 100 тысяч рублей на развитие собственного дела. Однако главное – это опыт, который они получили, составляя бизнес-проекты.  

- Мы с вами работали в течение недели, вы общались с экспертами, готовили презентации, выезжали на бизнес-визиты в «Таежные вкусняшки» и ресторан «Курица или рыба?»,  - сказала директор Фонда поддержки и развития предпринимательства Иркутской области «Центр «Мой бизнес» Диляра Окладникова. – Вы увидели сильный бизнес, который делают в том числе и женщины-предприниматели. Я надеюсь, что эта неделя интенсива позволит вам сделать свой первый верный шаг. А для кого-то он будет и вторым, и третьим. Самое главное – я хочу, чтобы вы верили в себя, ни перед чем не останавливались, двигались вперед.

В состав жюри конкурса вошли Диляра Окладникова, Ирина Агарлева, представляющая Сбербанк, начальник управления консультационной поддержки и развития кластеров Центра «Мой бизнес» Наталья Алекминская, советник отдела государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства минэкономиразвития Иркутской области Светлана Давидюк, руководитель иркутского отделения союза женщин России Оксана Ключевская, резидент клуба «Я Деловая» Ольга Дучинская.  

- Все девушки красивые, стильные, вдохновленные. У всех горят глаза. Я желаю вам получить на этом проекте такой заряд, который подвинет вас дальше к невероятным горизонтам, - сказала Ирина Агарлева.

- Я желаю девушкам терпения и настойчивости, он взялись за собственное дело, и эти качества очень понадобятся,- убеждена Светлана Давидюк. 

Ольга Дучинская рассказала о клубе «Я деловая», объединяющем сильных женщин-бизнесменов. В год клуб проводит около сотни мероприятий – бизнес-завтраки, встречи с экспертами, путешествия и другое.

На форуме была озвучена видеозапись, где к участницам обратилась заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова. Она отметила, что программа «Мама-предприниматель» развивает таланты, помогает женщинам справиться с трудностями, которые возникают при создании и ведении собственного бизнеса. 

- Я очень рада, что среди женщин-предпринимателей такое серьезное пополнение, добро пожаловать в наше сообщество, - сказала Татьяна Илюшникова. 

Ожидается, что в 2024 году в федеральной программе «Мама-предприниматель» примут участие не менее 4 тысяч россиянок.

На региональный этап программы «Мама-предприниматель» заявились 87 участниц. В Иркутске в первый день тренинг-интенсива выступили с визитками 29 из них, а собственные бизнес-проекты на финал представили 23 мамы-предпринимателя. 

Это и проект «Йога на сапах», и мастер-классы по свечеварению и созданию ювелирных украшений, и развитие швейного дела, туристические маршруты, пошив национальных бурятских костюмов, сыроварение, smm-поддержка. 

Маме троих детей Дарье Поповой из Большой Елани Усольского района досталось самое трудное – предстать первой перед конкурсной комиссией. Дарья занимается изготовлением фотосувениров, и хочет расширить свой сувенирный бизнес за счет изделий с вышивкой. 

Проектов, так или иначе связанных  с пошивом одежды и аксессуаров было множество. Например. Евгения Захарова планирует выпуск линии детской одежды, Галина Мартынова – создание собственного бренда, выпускающего стильные сумки-органайзеры для молодых мам и путешественников. Мама четверых детей, ждущая пятого малыша, Галина Манжеева занимается пошивом национальных бурятских костюмов. 

Диляра Окладникова посоветовала участницам проекта, которые представили швейные проекты, обратить внимание на акселерационную программу «Проект Beinopen», созданную специально для представителей легкой промышленности.

Надежда Ковалева, в отличие от коллег по интенсиву, которые готовы развивать швейное дело и свечеварение, представила необычный для женщины проект – сварочное дело, в 2024 году она выучилась на электросварщика 4-го разряда. Надежда представляла сварочную мастерскую «Железяка».

- Я не покидаю сварочного цеха, варю калитки, решетки, мангалы, вместе со своей командой, - рассказала она. 

В подарок центру «Мой бизнес» Надежда подарила стул-стойку, которую сварила в собственном цехе за ночь перед презентацией. 

- Впечатления от обучения на проекте в центре «Мой бизнес» самые положительные, - сказала Надежда. Я начала понимать, как развивать собственное дело, какие шаги предпринять в первую очередь. Чувствую заряд, чтобы двигаться дальше.

Ирина Мартынова, занимающаяся организацией праздничных мероприятий, работает с ростовыми куклами. Ее куклы работают на выписках из роддомов, свадьбах, юбилеях, днях рождениях. Работает созданная студия и с физическими, и с юридическими лицами. Ирина показала собственную услугу прямо в зале «Моего бизнеса». 

На презентацию пришел  большой Чебурашка, который раздал членам конкурсной комиссии апельсины,  обнимался и фотографировался с участницами. 

- Наша задача – нести людям радость и праздник, - говорит Надежда. – А в проекте я захотела поучаствовать, чтобы получить средства на расширение набора наших ростовых кукол. Сейчас у нас их пять, к Новому году мы планируем закупить ростовую куклу Деда Мороза.  

Были в числе бизнес-проектов и социальные. Наталья Туманова представила проект виртуальной площадки, которая предоставляет возможность общения и презентации собственного труда, творчества для мам, дети которых страдают ОВЗ, ДЦП и другими заболеваниями, не позволяющими мамам полноценно выйти на работу. Этот проект был высоко оценен конкурсной комиссией в плане потенциала.

Алёна Горбунова представила довольно необычный проект – она предлагает услуги по узакониванию перепланировки, которая была выполнена самовольно. Члены комиссии отметили, что направление перспективное, однако участнице стоит подумать о расширении спектра услуг, чтобы сделать бизнес более гибким. 

Интересным показался конкурсной комиссии проект Александры Крутиковой «Йога на сабах», когда занятия проходят прямо на воде на саб-бордах. Диляра Окладникова посоветовала автору активно вступать в коллаборации с другими бизнес-проектами, связанными с активным образом жизни, чтобы вместе осваивать различные городские площадки.

- Выбрать победителей было невероятно трудно, - сказала Диляра Окладникова. – У меня плотный график, но сегодня весь день я провела с вами, чтобы услышать каждый проект. Это важно лично для меня, чтобы еще раз убедиться, что предпринимательство нужно, важно, и развивать его необходимо.

Все финалистки получили дипломы об успешном завершении регионального этапа программы, а также сертификаты от школы изучения английского языка «Idialogue» и центра красоты и здоровья «Денница».

Спецприз от члена жюри Оксаны Ключевской был вручен Марии Селянцевой с проектом «Открывая границы». В конкурсе в социальной сети «В контакте» победили Любовь Бутуханова с проектом «Школы шитья», Надежда Ковалева с «Железякой» и Юлия Широкова, планирующая открыть школу SMM.

Анастасия Покровская, проводящая мастер-классы по свечеварению, получила полугодовой сертификат на участие в клубе «Я деловая».

Победительницей регионального этапа стала мама шестерых детей, жительница села Большежилкино Усольского района Наталья Дубынина. Она представила проект «Разведение крупного рогатого скота молочного направления». У женщины собственное большое хозяйство: коровы, козы, кролики. Наталья, помимо прочего – заводчик собак. Часть из ее детей – приемные, с нарушениями развития. Она организовала собственное производство молочной продукции, доставляет молоко на дом заказчикам, в зоне ее особого внимания – пожилые люди, инвалиды. Средства пойдут на расширение производства молочных продуктов, а именно – на покупку еще одной дойной коровы. Спецприз от Сбербанка в размере 100 тысяч рублей был вручен Наталье Трошкиной за проект «Этнопрограмма «Моя прародина».

Завершилось торжество чаепитием с фирменным тортом «Мама-предприниматель» от ателье тортов Тoti, основательница которого Анна Вапняр 19 сентября встречалась с участницами проекта и  рассказывала о своем пути в бизнесе.  

Диляра Окладникова сообщила, что у жюри не было разногласий по первому месту, однако проекты других участниц в этом году оказались настолько сильными, что было принято решение определить еще трех лауреатов. Они будут объявлены на форуме женщин-предпринимателей, который пройдет в Иркутске в октябре 2024 года.

                                                                                                                            Юлия Иванова, для Глагол38

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также