Дневник тренинга-интенсива «Мама-предприниматель 2024»

16 сентября 2024

16 сентября в Иркутске начался тренинг-интенсив регионального этапа программы «Мама-предприниматель 2024».

мама

16 августа, понедельник

Ежегодная федеральная программа направлена на развитие и поддержку женского предпринимательства в России. Проект реализуется Минэкономразвития России в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» совместно с Центром «Мой бизнес» при поддержке Фонда «Наше будущее», Корпорации МСП, Wildberries, СБЕР, Союза женщин России, компании VK и iDialogue.

Приветствуя иркутских участниц, директор Центра «Мой бизнес» Диляра Окладникова отметила, что главное – это полученные на проекте знания и компетенции, которые женщины смогут использовать в дальнейшем. Совмещать две сложные задачи: создание собственного бизнеса и воспитание детей может не каждая, тем амбициознее эта задача. 

По мнению Диляры Окладниковой, необходимость решать сразу несколько разнонаправленных задач дает человеку уникальную возможность личностного роста. Он учится грамотно распределять время, ресурсы и силы. Специалисты центра «Мой бизнес» готовы делиться опытом и наработками, задача участниц – извлечь максимальную пользу, чтобы реализовать личную бизнес-идею, подчеркнула директор центра «Мой бизнес». Она выразила уверенность, что тренинг будет продуктивным, поскольку с одной стороны работают профессиональные спикеры, с другой – заинтересованные участницы. 

«Эта неделя принесет много ярких и интересных событий, перестроит мысли в вашей голове. Нацеливайтесь только на результат», - сказала Диляра Окладникова.

Руководитель центра кластерного развития Центра «Мой бизнес» Ирина Ринчиновна Малакшинова рассказала участницам проекта об особенностях создания бизнес-плана, дала пошаговую инструкцию создания собственного успешного бизнес-плана. 

Она отметила, что в Центре «Мой бизнес» участницы проекта могут и в дальнейшем получить все необходимые консультации на бесплатной основе. Лекция заместителя руководителя по маркетингу центра кластерного развития Никиты Котова была посвящена 9 первым шагам в маркетинге для начинающих предпринимателей. 

«Это база, без которой ваш бизнес не начнет работать, - рассказал Никита Котов. – Важно определить именно вашу целевую аудиторию, причем достаточно точно. Все на свете люди могут быть целевой аудиторией только для товаров повседневного спроса. Если у вас не такие товары – ищите свою аудиторию. Нельзя сказать: «Моя аудитория – все женщины». И нельзя заявить: «Женщины от 35 до 50». Это слишком широко. Пока мы не будем точно понимать, какие конкретно женщины нам нужны, успеха мы не добьемся. Важно учесть и социальные факторы, и географические, и психологические». 

Определение целевой аудитории возможно за счет заимствования опыта уже существующих игроков на рынке, собственного опыта, проведения опросов. Когда станет понятна целевая аудитория, бизнесмен должен изучить конкурентов. «Вы должны предложить что-то, более точно подходящее вашей целевой аудитории, чем продукт конкурента, - говорит Никита Котов. – Разберем обычный детский творожок. Целевая аудитория – мамы. Какие мы знаем традиционные цвета творожков? Голубой, белый, бежевый, розовый. А перед нами творожок кислотно-зеленого цвета с птичкой. Зачем это? Такой творожок наверняка понравится ребенку, и маме придется его купить».  Бизнесмен должен создать уникальный продукт, бренд, рекламную кампанию, провести ее аналитику, отметил Никита Котов.

29 участниц проекта в первый день провели самопрезентации. В числе заявленных проектов – и создание сайта для взаимодействия родителей, которые воспитывают детей с ОВЗ, и проект расширения клинингового бизнеса, и молочное производство, шитье, фотодело, изготовление ювелирных украшений, национальных костюмов, специализированных продуктов для детей и взрослых, нуждающихся в особой диете. География участниц – Иркутск, Иркутский, Усольский районы, Ангарск, Усть-Орда и другие населенные пункты. 

Например, многодетная мама из Большой Елани Усольского района Дарья Попова занялась впервые изготовлением фотосувениров на дому. «Это позволило мне и зарабатывать дома, и заниматься детьми, - рассказывает она. – Я делаю фотопечать на подушках, кружках, пазлах, линейках. Клиенты приходят прямо на дом». Дарья приняла решение участвовать в проекте «Мама-предприниматель», так как хочет расширять свой бизнес, включив в сувенирную продукцию вышитые изделия, и выйти на продажи на маркетплейсах. «Опыт, который я получу здесь, мне необходим, чтобы более осознанно и грамотно развивать свое дело», - сказала Дарья. 

Мама шестерых детей Наталья Дубынина также представляет Усольский район. У нее большое хозяйство: коровы, кролики, козы. «Мы производим молочную продукцию, и реализуем ее в Ангарске. Я довожу наш продукт до дома, потому что зачастую наши клиенты – пенсионеры, инвалиды. Заказов очень много, ближайшие две недели расписаны. Сегодня я закончу обучение и повезу продукцию своим клиентам. Нам не хватает сырья, хотелось бы нарастить объемы. От этого обучения жду развития, новой информации о грантах, возможностях, нового общения и связей».   

Вторую половину дня с участницами проекта работал Антон Ковешников, имеющий десятилетний опыт работы в должности руководителя отдела маркетинга и PR компаний – производителей. 9 лет Антон Ковешников трудился в качестве руководителя отдела маркетинга и коммуникаций ПАО «Сбербанк» Иркутск. В настоящий момент ведет собственную практику маркетингового сопровождения компаний.

Вместе с участницами он разрабатывал гипотезы бизнес-проектов, проводил конкурентный анализ, консультировал индивидуально. «У нас есть множество программ, однако «Мама-предприниматель» отличается от всех них, - сказал Антон Ковешников. – По моему ощущению, мамы-предприниматели более заряжены, более вовлечены в процесс. Они испытывают большую общность с друг другом, чем разобщенные группы, например, в «Школе предпринимательства». Сообществу мам намного проще создавать честные партнерские отношения и преодолевать барьеры. Сложность – любой бизнес-проект – это цифры и факты. Свои гипотезы и идеи бизнеса нужно проверить и подтвердить. И лучше всего – друг на друге. Этот опыт мы попытаемся вам передать максимально полно». 

17 сентября, вторник

Восемь спикеров выступили во время второго дня. Утро началось с лекции специалиста по маркетинговому сопровождению компаний Антона Ковешникова. Лектор рассказал о том, как разработать и осуществить исследованием целевой аудитории. 

- Чем более четко мы понимаем свою целевую аудиторию, тем эффективнее коммуницируем с клиентом, - убежден спикер. - Целевая аудитория изучается уже на стадии проектирования бизнеса, этот этап работы ни в коем случае нельзя пропускать. 

Исследование покажет, как бизнесмен может сформировать нужный рынку продукт, адаптировать его для клиентов, а в конечном и тогда  это поможет успешной оптимизации маркетинга. Один из самых эффективных способов исследования аудитории – проблемное интервью. Антон Ковешников подробно разобрал с участницами особенности составления вопросов для такого интервью, а также способы проведения опросов.  

Светлана Воронина, представляющая Иркутский областной гарантийный фонд, рассказала о пяти видах мер финансовой поддержки для предпринимателей Иркутской области, в частности, социальном субсидировании, возможностях региональных фондов развития промышленности, микрокредитования, социальных контрактах, грантах для молодых предпринимателей. 

- Нужно использовать все государственные возможности, чтобы получить финансовую поддержку, - подчеркнула эксперт . – В сегодняшней непростой ситуации на финансовых рынках особенно важно знать, где и какую помощь могут оказать начинающему предпринимателю. 

Участницы проекта интересовались, какие виды социального субсидирования существую, как можно получить консультационную помощь в кредитовании.

Руководитель регионального проектного офиса Президентского фонда культурный инициатив Анна Загайнова рассказала, на какие гранты могут претендовать мамы, которые желают создать собственный бизнес, какие сервисы помогут в поиске грантодателей. 

- У нас существуют два основных фонда так называемые президентских грантов - это президентский Фонд культурных инициатив и собственно Фонд президентских грантов, - отметила эксперт. - Каждый из них имеет свои особенности, и важно понимать – куда подходит именно ваш проект. ФПГ – это больше про социальные проекты, а вот ФПКИ – это все творческие, культурные проекты, формирование и развитие социокультурный среды.  

У ФПКИ также  более широкий список участников, которые могут претендовать на гранты. Анна Загайнова рассказала о четырех финансовых коридорах при подаче грантов ФПКИ, балловой системе при оценке грантовой заявки, формировании команды, особенностях оформления заявки для проверки фискальными органами. 

- Приглашаю вас в наш проектный офис, наши консультационные услуги совершенно бесплатны, - сказала Анна Загайнова. – Мы не беремся делать заявку за вас, но разберём ваш проект, и укажем на ошибки. И поможем с консультацией. Не стоит огорчаться, если заявка не пройдет. В больших конкурсах выигрыш примерно 10 процентов. Однако полученный опыт – бесценен.

О том, как важно сформировать бизнес-команду, объединенную единой целью, рассказала предприниматель, менеджер, директор иркутского ресторана «Курица или рыба?» Екатерина Брюханова. Все члены команды, которая реализует тот или иной проект, должны четко понимать свои задачи и быть замотивированы. 

- Менеджер даёт четкую цель, и распределят ресурсы - время, деньги, персонал, - говорит Екатерина Брюханова. – У бизнеса всегда несколько целей - стратегические, тактические, оперативные, операционные. Если сегодня вы думаете о своём бизнесе, то надо думать не только про «здесь и сейчас», но и на десять лет вперед, куда вы идете, где себя видите в будущем.

Эксперт рассказала, насколько важно координировать задачи, простроить структуру своего коллектива, делегировать полномочия. 

- Один человек способен управлять только шестью человеками, плюс минус двоими еще, - говорит Екатерина Брюханова. - В процессе организации так или иначе надо делегировать обязанности. Если вы все будет делать сами, вы не будете есть и пить, выгорите через четыре месяца. Надо дать людям право на ошибку, они научатся делать что-то лучше вас, а вы высвободите время на более важные задачи.

Председатель Некоммерческого Партнерства «Малые предприятия Иркутской области» Валентина Сокова рассказала о том, с какими трудностями при налогообложении сталкиваются начинающие предприниматели.  

По мнению эксперта, на сегодняшний день мамы, которые впервые входят в мир бизнеса, должны ориентироваться на две основные формы работы – самозанятость и индивидуальное предпринимательство. 

Валентина убеждена, что для первых шагов вполне подойдет статус самозанятого, так как налоговая отчетность в этом случае простейшая, и требует от предпринимателя только работы с чеками и подачи несложного отчета в налоговую инспекцию. А вот регистрация в качестве индивидуального предпринимателя требует серьезной предварительной консультации, поскольку неопытный человек может не разобраться с системой налогообложения, и не заметить «подводных» камней, который видны только специалисту. 

- Я советую перед открытием предприятия проконсультироваться в центре «Мой бизнес» насчет удобной именно вашему проекту системы налогообложения. Все необходимо очень внимательно просчитать, прежде чем предпринимать какие-то шаги, - считает Валентина Сокова. 

Участницы тренинга интересовались вопросами о том, как открывать и закрывать ИП, какую форму выбрать для фермерских хозяйств, как эффективно взаимодействовать с налоговыми органами.

О возможностях, которые представляет Сбер для начинающих предпринимателях, проекте бизнес-акселератора рассказали представители банка. Территориальный менеджер по работе с партнерами Иркутского отделения Сбербанка Анна Перфильева обратила внимание участниц на проект «Сбер-бизнес Старт», который позволяет провести все операции по регистрации предприятия через банк, не взаимодействуя с налоговыми органами. 

Регистрация бизнеса возможна прямо через центр «Мой бизнес», отметила эксперт. До 31 октября действует акция: если регистрация произошла через партнера (например, через «Мой бизнес»), то предприниматель получает на счет бонусную сумму, сообщила Анна Перфильева. 

Эксперт также рассказала про программу лояльности Сбера, отраслевые решения для онлайн-торговли, возможности создания нейросетью сайт-визитки.  

Специалист Сбера Галина Калинина представила сервисы, которые помогают родителям и детям. молодежную Сберкарту, проект «Детские финансы» и программу «Спасибо». Участницы тренинга «Мама-предприниматель» познакомились с проектом акселератора «Первое дело».

Завершила второй день тренинга «Мама-предприниматель» блогер, бизнес-тренер, руководитель инновационного проекта Молчановки «Школа креативных индустрий» Яна Варшавская. Она рассказала участницам проекта о том, как составлять планы продаж. 

- Если вы что-то продаете, и не оставите план, вы однозначно продаете меньше, то есть вся ваша деятельность бесцельна, - сказала бизнес-тренер. - Нужно понимать средний чек на вашу продукцию на рынке, какое количество товара вы намерены продавать, какое количество клиентов привлечь.

Яна отметила важность создание собственного уникального информационного контента в соцсетях, особенно видео-контента. 

- Клиент должен видеть не только товар, но и того, кто его создает, желательно – в процессе. Важно также придумать веселый, развлекательный посыл, с которым можно будет рассказать о товаре. Это позволит сделать бренд запоминающимся. 

18 сентября, среда

Юридическое сопровождение своего дела, особенности формирования выручки и прибыли, разработка маркетингового плана и собственного бизнес-плана – это основные темы третьего дня интенсив-тренинга регионального этапа программы «Мама-предприниматель 2024».

Участницы побывали в магазине «Подарки с Байкала» торгово-производственного предприятия «Таежные вкусняшки», где познакомились с бизнесом и провели дегустацию продукции.

Кандидат юридических наук, эксперт гражданского и предпринимательского права РФ Анна Молонова, занимающаяся юридическим сопровождением внешнеэкономической деятельности компаний, рассказала как начать свое дело юридически грамотно. Юрист сопровождает новый бизнес с момента создания идеи, а затем идет рука об руку с предпринимателем на всех этапах. Создание бренда, например, предполагает обязательную проверку его на индивидуальность, а затем – регистрацию. Эксперт сообщила, что центр "Мой бизнес" предоставляет услуги регистрации товарного знака, дает все необходимые консультации, предприниматель в этом случае оплачивает только госпошлину.

Молодые предпринимательницы интересовались юридическими аспектами работы франшизы, вопросами охраны труда, исполнения договорных обязательств, возможностью увольнения недобросовестных работников. 

- Возьмите за правило составлять договоры со всей тщательностью, - говорит Анна Молонова. – В них необходимо фиксировать все возможные ситуации,  даже самые сложные. Если же какая-то ситуация возникла уже в процессе работы, составляется протокол разногласий, вносятся изменения в договор. Сейчас наступило время осознанного предпринимательства, когда люди фиксируют на бумаге все возможные нюансы, чтобы не испытывать трудностей в дальнейшем. И я советую тем, кто начинает свое дело, обратить пристальное внимание на юридическую защиту своего бизнеса.

Анна остановилась отдельно на вопросах охраны труда, поскольку без должного юридического оформления этой стороны дела, вся вина в случает производственной травмы ложится на работодателя. Не стоит пренебрегать протоколами, инструкциями по технике безопасности. Все эти документы должны быть оформлены юридически безукоризненно, и доведены до сведения работников под подпись. То же самое касается и найма. 

- Предприниматель должен быть "обложен бумажками" на начальном этапе, а не когда что-то случилось, и человек побежал в трудовую инспекцию, - говорит эксперт. - Поэтому вся необходимая документация создаётся при приеме не работу, чтобы в процессе не появилось конфликтных ситуаций. От того, как мы построим дисциплину на предприятии, в том числе и с оформлением всей документации, так и оно и будет функционировать. 

Если отнестись к женскому предпринимательству как к семье, то вы должны действовать как в своей семье - распределить обязанности, четко их прописать, рассказать каждому, что он делает. И мотивировать на работу. Не будет четких инструкций, будут конфликты и хаос.

Директор иркутского ресторана «Курица или рыба» Екатерина Брюханова рассказала о типичной ошибке предпринимателей – они зачастую путают выручку и прибыль. 

- Никогда нельзя путать личные деньги и деньги на бизнес. Выручка – это еще не прибыль, и нельзя с этих денег отправляться покупать жене сапоги, иначе вы не будете успешны, - убеждена эксперт. –  Такой показатель, как средний чек, нужно учитывать обязательно. Нужно постоянно сравнить себя с собой, с конкурентами, смотреть среднюю цену вашего товара или услуги, причем на протяжении как коротких участков, так и длительного времени. Только тогда вы будете знать, в каком состоянии ваше дело.

При ведении дела нужно учитывать постоянные и переменные затраты, которые также будут сказываться в конечном итоге на объеме прибыли и рентабельности предприятия, которая на современном рынке составляет 15-20%. Важно вывести свое предприятие на точку безубыточности, а это невозможно без кропотливого учета объема продаж, а также постоянных и переменных затрат.

Вопросы создания успешной маркетинговой стратегии обсуждались на лекции заместителя руководителя по маркетингу центра кластерного развития Никиты Котова. Эксперт обозначил основные условия создания успешного бизнеса – анализ общего состояния рынка, исследование работы прямых конкурентов, работа по определению целевой аудитории, внутренний аудид, swot-анализ. 

- Must have любой компании – это обязательный набор, без которого лучше не начинать заниматься бизнесом, - говорит эксперт. - Это сайт. Можно начать с landing page. Социальные сети должны быть постоянно активны. Обязательный визуал, контент, таргетированная реклама. У вас должны работать все контактные данные. Вы должны присутствовать на агрегаторах маркетплейсов. Вы должны использовать smm-продвижение. Безусловно, у вас должен быть свой бренд.

Во второй половине дня участницы побывали с бизнес-визитом в магазине «Подарки с Байкала» торгово-производственного предприятия «Таежные вкусняшки». Создатель производства Олег Шушеньков рассказал о том, как несколько лет назад он с супругой начал свой бизнес по переработке дикоросов. 

Так появилась линейка продуктов: мед с натуральными наполнителями (иван-чай, кедровые орехи, ягоды), различные варенья из дикого сырья, разнообразные миксы. Есть в ассортименте и вяленые сосновые шишки. В прошлом году супруги открыли магазин на улице Урицкого под названием «Подарки с Байкала». К меду, вареньям, различным травам супруги прибавили сувенирную продукцию от мастеров Иркутской области,  картины, изделия из кожи, кости, металла, камней. 

Участницы проекта продегустировали один из самых популярных продуктов бренда – вяленые в меду сосновые шишки. В планах «Таежных вкусняшек» - открытие второго магазина  в 130-м квартале.

- Отличный проект, душевные, позитивные люди, - так отзывались участницы интенсив-тренинга о супругах, сумевших открыть новые грани традиционных сибирских продуктов.

Завершился третий день программы подготовкой к будущей защите проектов. Индивидуальные консультации провели различные специалисты центра «Мой бизнес» - по маркетингу, по сертификации продукции, кредитованию, бизнес-проектированию. 

С участницами работали Светлана Воронина, Никита Котов, Екатерина Брюханова и другие специалисты. 10 сентября состоится жеребьевка, а  20 сентября участницы выйдут на защиту собственных бизнес-проектов.

Продолжение следует. 

                                                                                                                            Юлия Иванова, для Глагол38

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также