Владимир Демчиков: Млечной дорогой идете, товарищи, или Безруков в роли иркутянина Хана Соло
17 декабря 2015
В Иркутске показали ожидаемый многими фильм «Млечный путь», снятый в Иркутске и на Байкале (режиссер Анна Матисон, в главной роли Сергей Безруков). Об этом Владимир Демчиков.
Фильм выходит в широкий прокат 1 января 2016 года в количестве 800 копий. Это больше, чем было у «Географа» (500 копий), но меньше, чем, например, было у «Горько-2» (2000 копий), хотя количество копий все равно вполне приличное. Предыдущий фильм нашей землячки Анны Матисон «Сатисфакция», кстати, выходил в прокат только на 168 копиях, так что Анну можно поздравить с очевидным прогрессом в количестве кинотеатров, в которых можно будет посмотреть ее фильм.
Предпремьерный показ в Иркутске за две недели до проката возник случайно: у С. Безрукова появилась в нашем городе работа (он сам опубликовал фото об этом в инстаграме), вот авторы и решили заодно презентовать картину, так сказать, «на родине героя».
Сразу скажу, что все свои претензии к фильму изложу в конце. Сначала – все-таки о хорошем. Аудитория тех, кому удалось попасть на предпросмотр (и на 15-минутную пресс-конференцию А. Матисон и С. Безрукова, торопившегося на работу), состояла из представителей иркутских СМИ и участников съемок фильма и была изначально настроена благожелательно.
Еще бы: фильм снимался на Байкале – а при слове «Байкал» у представителей иркутских СМИ и у других «профессиональных иркутян» всегда раздуваются ноздри и учащается сердцебиение. То есть большинство собравшихся как бы заранее ликовали от самого факта существования фильма, снятого на Байкале. А уж то, что сам С. Безруков сыграл простого иркутянина (правда, временно живущего в Москве, но мало ли у нас простых иркутян, временно живущих в Москве), и вовсе наполняло сердца собравшихся нескрываемым ликованием. И, конечно, глубокой благодарностью С. Безрукову.
Сразу хочу оговориться, что никакой особенной радости по поводу того, что фильм снимался на Байкале, и что Безруков сыграл иркутянина, я не испытывал. По мне так такие вещи никак не могут повлиять на качества фильма. Так что пусть снимают хоть на Днепре – лишь бы кино было хорошее.
И поэтому 15-минутная пресс-конференция А. Матисон и С. Безрукова, на которой наперебой звучали слова «Байкал», «иркутянин», «добро», «счастье», «дом», «дети» и прочие им подобные, и которая больше была похожа на семейную телепрограмму на канале «Домашний», рассчитанную на сентиментальных женщин средних лет и на их единомышленников в брюках, скорее насторожила, чем подготовила к восприятию картины.
Из очевидных удач картины можно сразу отметить игру Марины Александровой. Одна из самых красивых актрис нашего кино и здесь своей игрой доставляет настоящее удовольствие. Ее роль в фильме предполагала большое количество изменений состояния героини в кадре, и хотя не все они были оправданы драматургически, но Алекандрова была на высоте даже там, где играла чистый абсурд. (Ну и мне, конечно, все время хотелось, чтобы она, обладательница изящной фигуры, предстала хотя бы ненадолго в чем-то легком – но что поделать, не судьба. Кроме первых минут, прекрасная Александрова бегала весь фильм, завернутая, как кочан, в зимнюю одежду.)
Чистый абсурд некоторых ситуаций, кстати, неожиданно пошел фильму на пользу. Совпав по времени с премьерой седьмых «Звездных войн», «Млечный путь» вполне вписался в мощную смысловую и стилистическую воронку ситхо-джедайской мифологии – и вполне может быть прочитан как наш, российский привет великой киносаге. В самом деле, и каждый герой «Млечного пути», и каждый поворот сюжета начинают восприниматься гораздо веселее, если представить, что смотришь российский ремейк «Звездных войн», снятый командой отвязанных абсурдистов.
Марина Александрова – это отличная Лея Органа, прекрасная принцесса своего крошечного царства. Безруков – немного беспутный, но обаятельный контрабандист Хан Соло, провозящий под видом наркотиков безвредный протеин. Их сын (особенный мальчик, у которого за целый год действия фильма так и не вырастают передние зубы) – это, конечно, Люк Скайуокер, который, вооружившись настоящим светящимся джедайским мечом, отправляется на поиски мамы не к соседям по деревне, а, как и положено юному джедаю, на середину озера Байкал. Там он, конечно, встречает мастера Йоду (его роль прекрасно исполнила какая-то старая нерпа). Таксист Гига в «Млечном пути» прекрасно изображает Лендо Каприссиана – сначала довольно вороватого и трусоватого, но к концу фильма все-таки становящегося от страха неплохим человеком бывшего балетного танцовщика.
В роли Чубакки снялся шаман Коля, тоже говорящий на трудном языке, но везде помогающий главному герою. Особенно запомнилась сцена, когда Безруков-Хан Соло на звездолете со сломавшимися тормозами долго ездит по байкальскому льду со скоростью 2 км/ч (не догадываясь просто выключить скорость или отключить двигатель, чтобы остановить машину), а вокруг него бегает верный Чубакка, произносящий священные тексты вуки. Валентин Гафт в роли адмирала Колчака, ходящего с двумя дырками в груди (отчего сразу становится ясно, что его расстрелял лично Ленин из двустволки) – в фильме, конечно, играет нашего русского Оби Ван Кеноби. Он, несмотря на дырки, слушает «Жизнь за царя», наставляет беспутного Безрукова, ночами бродит по утесам в капюшоне, повелевает кабанами и заведует байкальской погодой.
В самый драматический момент фильма, когда все герои среди ночи зачем-то (зачем, не очень понятно, но так было надо) разбредаются кто куда по ночному Байкалу и теряются, Хан Соло совершает самое загадочное действие: вместо поисков он забирается на заброшенный и заржавленный корабль на берегу Байкала – и пытается запустить на нем какой-то заржавленный радиопередатчик (который у него не получилось запустить много лет назад, но вдруг получится сейчас). При помощи верного шамана Чубакки передатчик возвращается к жизни - и над спящим озером звучит покойный Магомаев. И сразу все потерявшиеся и разбежавшиеся герои мгновенно находятся.
Еще нескольким героям фильма (в частности, фарфоровой умненькой дочери Хана Соло и бессловесному герою Владимира Меньшова, который даже дома ходит в зимней шапке и всем в фильме просто дает выпить) нет гомогенных персонажей во вселенной «Звездных войн». Что доказывает, конечно, что наш «Млечный путь» - произведение в высшей степени самобытное.
Ну и коротко о том, что можно назвать, пользуясь советской терминологией (вполне допустимой в отношении фильма, в котором советские песни несут на себе основную эмоциональную нагрузку), некоторыми недочетами. Фильм представляет из себя без преувеличения героическую попытку авторов преодолеть отсутствие в нашем кино (или в круге общения режиссера) нормальных сценаристов и мастеров операторского искусства.
Некоторые режиссерские решения (например, полет игрушечного макетика самолета с Безруковым над Байкалом) также поразили своей необязательностью. И все же при отсутствии в фильме внятной сценарной канвы и при невозможности привлечь профессиональную операторскую команду авторы, можно сказать, сделали невозможное – и сняли фильм, как смогли. И даже взрыв курицы в печке, вызвавший недоумение у всех кулинарок в зале (с чего это у нас на Байкале куры в печке-то взрываются, роптали дамы) на фоне героических усилий съемочной группы не выглядел нарушением логики. Надо по сюжету, чтобы взорвалось – и взорвется, никуда не денется.
В общем, мне довольно трудно дать фильму однозначную оценку. Как собрание абсурдистских анекдотов – фильм, с его явно выраженным отсутствием логики и смелым вызовом визуальной культуре – возможно, и мог бы занять свое место в ряду интересных фильмов этой зимы. Но поскольку авторы намеревались снять все-таки именно «массовый семейный фильм», то подходить к нему они предлагают именно с точки зрения решения этой задачи.
Но массового семейного фильма я в «Млечном пути», честно говоря, не увидел совсем. А вот фильм, на который можно отправиться дружной компанией неженатых и бездетных людей, чтобы после просмотра завалиться в паб и под пивас ржать два часа, вспоминая нелепые детали и соревнуясь в остроумии – получился отличный.
Возрастное ограничение: 16+
Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!