Издательство «МИФ»

Павел Руднев: как меняется современный театр?

XII международный театральный фестиваль современной драматургии им. Александра Вампилова в самом разгаре. С 16 по 22 сентября в пространстве драмтеатра имени Н. П. Охлопкова разворачивается настоящая театральная эпопея: зрителей ждут спектакли от девятнадцати театральных коллективов из разных стран, мастер-классы, круглые столы, лекции и капустники. Еще не узнали, «Где зарыта собака», что произошло «Прошлым летом в Чулимске» и кто такой «Чморик»? Сейчас самое время в этом разобраться.

А на случай, если позавчера вы пропустили лекцию «Как меняется современный театр: его методы и смысл» от критика, театроведа, кандидата искусствоведения и помощника по спецпроектам ректора Школы-студии МХАТ Павла Руднева (Москва), то интернет-журнал «Глагол. Иркутское обозрение» подготовил конспект, познакомившись с которым, вы узнаете, где формируется народ, в чем проявляется аскеза современного театра и почему меняется интонация.

В настоящее время в современном театральном процессе наблюдается смена интонации, усиленное восприятие и конвенция.

В каждую эпоху происходит смена способов взаимоотношения людей, и театр как нельзя лучше отражает это. Сейчас отношения зрителя и режиссера строятся по принципу диалога, и театры фиксируют даже малейшие изменения в дискурсе. Кроме того, меняется восприятие постановок – в театре возникает другой способ охвата реальности, акцент переходит на визуальную и аудиальную составляющие, что во многом происходит благодаря упрочению положения компьютерных технологий во всех сферах деятельности.

В связи с этим претерпевает изменения и конвенциональность как тип театральности, то, с чем соприкасается художник в процессе создания драматического текста. Так, устоявшиеся представления о театре становятся чрезвычайно подвижны, ведь на сцену приходит человек XXI века, желающий создавать свой театр, а не копировать образцы и на их основе выстраивать систему. А это, в свою очередь, порождает конфликтные ситуации.

Мир меняется, и язык меняется вместе с ним и преображения транслирует в театральную среду. В то же время наблюдается такой парадокс: при всем стремлении современного человека создать совершенно новый и непохожий на другие театр и соответствующие для этого формы самовыражения, все то, что он создает, не является новаторством. Все уже было в предыдущие эпохи и сейчас умело используется, а стилизация как доминирующий прием активно применяется еще с господства модернизма.
Еще философ-просветитель XVIII века Вольтер говорил: нация собирается в партере. Театр обладает свойством соединять общество, возникает характерный для русского духа эффект соборности при познании театрального искусства, когда в зал входит толпа, а выходит народ, объединенный появившимися от просмотра спектакля эмоциями, мыслями, чувствованием прекрасного.
В театре двадцать первого века господствует синтез искусств и аскеза. Синтез проявляется в слиянии театра с другими видами искусств и гармоничном сосуществовании, а аскеза – в этической и эстетической задаче использовать скромные, не кричащие средства для передачи художественного целого в его истинном виде.

Светлана Шевченко, специально для «Глагола»


Aliexpress WW

20.09.2019

Театральная жизнь