Издательство «МИФ»

Павел Руднев: как меняется современный театр?

XII международный театральный фестиваль современной драматургии им. Александра Вампилова в самом разгаре. С 16 по 22 сентября в пространстве драмтеатра имени Н. П. Охлопкова разворачивается настоящая театральная эпопея: зрителей ждут спектакли от девятнадцати театральных коллективов из разных стран, мастер-классы, круглые столы, лекции и капустники. Еще не узнали, «Где зарыта собака», что произошло «Прошлым летом в Чулимске» и кто такой «Чморик»? Сейчас самое время в этом разобраться.

А на случай, если позавчера вы пропустили лекцию «Как меняется современный театр: его методы и смысл» от критика, театроведа, кандидата искусствоведения и помощника по спецпроектам ректора Школы-студии МХАТ Павла Руднева (Москва), то интернет-журнал «Глагол. Иркутское обозрение» подготовил конспект, познакомившись с которым, вы узнаете, где формируется народ, в чем проявляется аскеза современного театра и почему меняется интонация.

В настоящее время в современном театральном процессе наблюдается смена интонации, усиленное восприятие и конвенция.

В каждую эпоху происходит смена способов взаимоотношения людей, и театр как нельзя лучше отражает это. Сейчас отношения зрителя и режиссера строятся по принципу диалога, и театры фиксируют даже малейшие изменения в дискурсе. Кроме того, меняется восприятие постановок – в театре возникает другой способ охвата реальности, акцент переходит на визуальную и аудиальную составляющие, что во многом происходит благодаря упрочению положения компьютерных технологий во всех сферах деятельности.

В связи с этим претерпевает изменения и конвенциональность как тип театральности, то, с чем соприкасается художник в процессе создания драматического текста. Так, устоявшиеся представления о театре становятся чрезвычайно подвижны, ведь на сцену приходит человек XXI века, желающий создавать свой театр, а не копировать образцы и на их основе выстраивать систему. А это, в свою очередь, порождает конфликтные ситуации.

Мир меняется, и язык меняется вместе с ним и преображения транслирует в театральную среду. В то же время наблюдается такой парадокс: при всем стремлении современного человека создать совершенно новый и непохожий на другие театр и соответствующие для этого формы самовыражения, все то, что он создает, не является новаторством. Все уже было в предыдущие эпохи и сейчас умело используется, а стилизация как доминирующий прием активно применяется еще с господства модернизма.
Еще философ-просветитель XVIII века Вольтер говорил: нация собирается в партере. Театр обладает свойством соединять общество, возникает характерный для русского духа эффект соборности при познании театрального искусства, когда в зал входит толпа, а выходит народ, объединенный появившимися от просмотра спектакля эмоциями, мыслями, чувствованием прекрасного.
В театре двадцать первого века господствует синтез искусств и аскеза. Синтез проявляется в слиянии театра с другими видами искусств и гармоничном сосуществовании, а аскеза – в этической и эстетической задаче использовать скромные, не кричащие средства для передачи художественного целого в его истинном виде.

Светлана Шевченко, специально для «Глагола»

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

20.09.2019


Новости партнеров

Театральная жизнь

Романтика Второго Иркутска: голубевод Владимир Колодкин о любимых птицах

Уроженцу Киренска, популярному актеру Леониду Кулагину - 80 лет!

Да Бохан их знает: юные КВНщики из бурятского поселка приняли участие в телепроекте

На всем пространстве СНГ оказалось два мужика - Лукашенко и Боровский

Иркутск после апокалипсиса времен Степана Шоболова

Выпускники лицея ИГУ провели свой «Последний звонок» в Minecraft

Актёр иркутского драмтеатра Яков Воронов отмечает шестьдесят пятый день рождения

Юбилей актрисы Тамары Панасюк

Тайшетские школьники нарисовали победу

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»