Ирина Мордуева: как мы по памятникам ходили

20 октября 2019

Сегодня два часа в замечательной компании я прогулялась по центру Иркутска, который очень люблю и знаю каждый дом со студенческих лет.
Семечко с японского берега

В 11:00 утра все участники экскурсии, объявленной ЦНСИО, встретились у знаменитого "Яйца" на улице Канадзавы и вспомнили 1994 год... Осенью в 94-ом в Иркутске появился новый памятник в честь дружбы городов - побратимов: Иркутска и Канадзавы. Как рассказал Виталий Барышников, заместитель мэра, ключевая фигура скульптурной композиции вовсе не яйцо. Здесь его никогда не стояло, как говорится. На самом деле, это семечко дальневосточной сосны. Семена этого дерева разносит ветер по всему миру, как когда-то почти триста лет назад во время шторма занесло в Россию лодку японских рыбаков. 

Эта история легла в основу фильма "Сны о России". Японцев было четверо, двое впоследствии вернулись на родину. Двое остались в Иркутске, приняли крещение, открыли школу японского языка и морского дела. Вертикальная стелла композиции символизирует как раз два мира, две страны, два города, два берега. Кстати, в городе Канадзава то же есть памятник, посвященный первым японцам, ступившим на иркутскую землю и дружбе с Иркутском. В Японии композиция выполнена в виде дерева, потерявшего свое семечко.

Оба памятника открывали в один и тот же год, чуть ли не в один день, 25 лет назад. Работая в те годы в пресс-центре мэрии Иркутска, я помню, как на открытие нашего приезжала делегация японцев. Сначала элемент семечка-яйца был подвижный и располагался на другом постаменте, более меньшем по размеру и выполненном из другого материала. Когда его открывали, он был многим не понятен своей необычностью и символизмом. Поначалу жизнь его на этой тихой улочке протекала очень спокойно и мирно, редкий прохожий останавливался рядом. А вот в начале двухтысячных японский памятник стал активно участвовать в общественной жизни города. Особенно полюбился он православным, которые на Пасху неоднократно пытались раскрасить "яйцо" и наполнить его совсем другим смыслом. В итоге, семечко из подвижного превратилось в недвижимое - его закрепили, сделали новый постамент, поставили рядом скамейки. Теперь ничто не мешает иркутянам и гостям города медитировать вблизи этой японской скульптуры на улице имени японского города в центре Иркутска. Кстати, в момент, когда мы собрались у "Яйца", в сквере трудился дворник, очищая памятник теплым воздухом, который выдувал переносной агрегат, похожий на пылесос.

"Кот носом погоду чует"
И еще он, наверное, предсказывает иркутянам финансовую удачу или деньги. Во всяком случае, нос у него за несколько лет такой работы потерял былой окрас. Да и сам котяра выглядит не совсем довольным и счастливым - видать, не сладко ему на службе банка. Появление этой небольшой скульптуры стало возможно, по мнению архитектора Льва Серикова, по той простой причине, что собственник этого кота взял на себя обязательства отремонтировать сквер и создать пространство для отдыха. Ну а кот... А что собственно кот? Он на двух работах сегодня. Главное его место и предназначение - создать настроение, позволить горожанам нос свой потереть да погоду хорошую загадать. А рекламным символом банка - это тоже еще та работка... Каждый второй и обругать может, особенно, если кредит не получит. А ведь еще нужно одним глазом за ребятишками посмотреть - они здесь часто дорогу перебегают в неположенном месте. Опять же городские голуби - тоже напасть. Они норовят присесть как раз на макушку или хвост. Одним словом, есть от чего посердится и показать свое недовольство. Но невзирая на серьезный облик кота, некоторые из нас потерли его железный нос - очень уж хотелось, чтобы потеплело и выглянуло солнце.

"Встречаемся у Сани"

Так сегодня иркутяне называют этот скверик, который появился рядом с памятником Александра Вампилова, на улице Карла Маркса, рядом с Драмтеатром.
Памятник был открыт в 2003 году, автор - народный художник, скульптур Михаил Переяславец. Как рассказал архитектор Лев Сериков, который в  то время был членом градостроительного совета Иркутска, было представлено несколько эскизов, из которых выбрали этот вариант. Именно в этом образе Вампилов, по словам скульптора Серикова, больше всего совпал с настоящим Александром Вампиловым. Сегодня здесь люди встречаются, назначают свидания, даже общаются с драматургом. У его памятника открывают традиционный Вампиловский театральный фестиваль. Летом здесь много молодежи. Исторически это место притягивало молодежь. Когда-то в соседнем доме располагалось кафе, которое в народе называлось почему-то "Банька", где в восьмидесятые здесь тусовались фарцовщики (так назывались продавцы - перекупщики импорта), в девяностые и всегда - студенты ИГУ и молодежь окрестных улиц (их тоже почему-то тогда звали "бродовские"). Одним словом, такое знаковое место для неформальной молодежи тех лет. Это сегодня вся молодежь - неформалы, а раньше...
О том, что было раньше и как будет сегодня, как раз и писал наш земляк, драматург и писатель Александр Вампилов. Пьесы его прочно вошли в репертуар Иркутского драмтеатра, и каждую осень, открывая новый театральный сезон, театр вместе со своими зрителями готовится к встрече с героями Вампилова.

"Гагарин и бульвар"
Своим названием бульвар имени Юрия Гагарина обязан газете "Советская молодежь". Оказывается, как рассказал историк Михаил Рожанский, так "молодежкинцы" ответили на выпад "Восточки", которая первой  написала про первую учительницу первого космонавта. Удивительное время, когда в Иркутске было всего две редакции двух областных газет, которые располагались в одном здании, сидели на разных этажах, общались, дружили и успевали соперничать друг с другом в сфере слова, пера и темы. Сегодня это не просто трудно представить, но, пожалуй, невозможно. Хотя память подтверждает, что да, было такое время. И вот представляете, событие мирового масштаба! Совершенно понятно, почему именно "Восточка" выдала первый материал о годах учебы и первой учительнице Гагарина. Так было нужно, так сказала партия. Но для "Молодежки" всегда было делом чести ответить достойно, и там придумали, что самым лучшим ответом будет назвать набережную в честь Юрия Гагарина. До 1961 года эта набережная называлась Вузовской.
Хотя в Иркутске Гагарин никогда не был и нет ничего в его биографии, что связывало бы первого космонавта с городом на Ангаре. Пожалуй, только космос и связал, да еще журналисты "Молодежки". И наверное, они тогда сделали очень благое дело и убедили власть проявить таким образом уважение региона к событию и человеку. Ну, а раз у нас появился бульвар его имени, то появился и памятник. Его установили 3 ноября 1977 года. Вообще, семидесятые годы - время, когда в стране повсеместно появлялись головы-бюсты. Опять же дань времени. Началась эпоха так называемого "развитого социализма ", когда подводились итоги достижений, великих строек, полетов, шагов.
Сразу скажу, что улыбающийся Гагарин не вызывает раздражения, и его памятник хорошо вписался в этот участок набережной. Возле него, кстати, тоже любят назначать встречи, а еще больше - парковать машины рядом, на набережной. Это как раз середина бульвара, очень удобно оставить машину рядом с Юрой и прогуляться. Правда, в одно время ему досталось от иркутских вандалов, но сегодня это вполне благополучные памятник и сквер, который недавно появился вокруг головы. Возможно, Гагарин до сих пор способен напоминать всем нам, что земля - очень маленькая и хрупкая планета. Во всяком случае, я верю, что люди его масштаба способны нести свою миссию и после смерти. А мы двинулись дальше.

"Что ему сделается - он же памятник "
Напоследок еще несколько слов о двух памятниках, историю которых мы также сегодня узнали. Но у меня лично очень неоднозначное отношение к этим вариантам памятников. Также меня очень удивили места их расположения....
Сразу отойдя от Вампилова, мы увидели бюст Николая Салацкого, который открывали на этой неделе. У памятника много свежих цветов. Но и сам памятник, и его исполнение как-то очень уж напоминают версии памятников-бюстов, установленных в честь погибших в годы войны. Это первое. Во-вторых, наверное, было бы лучше сделать образную композицию тому времени и городскому голове, которых тогда называли "председатель горисполкома". Это было время председателей всего и во всем. Вот и председателю колхоза того времени тоже, наверное, нужен памятник, и может он есть где-то... А еще сельсовета, профсоюза или областного совета народных депутатов.
Одним словом, можно было как-то более неформально подойти к этой теме. Я совсем не против памятника Николаю Францевичу, но на мой взгляд, вот как раз он был бы более уместен в свой натуральный рост, в жанре так называемой уличной скульптуры. В своей неизменной шляпе он мог быть доступен, к нему мог бы подойти каждый иркутянин, кто знал его лично. Одним словом, этот памятник мог  быть теплым и добрым, с элементами иркутскости, а не в духе "советского времени". Но так захотели почетные граждане Иркутска, которые настояли, чтобы он появился в год столетия Салацкого.
А когда мы подошли к скульптурной композиции, что расположилась на бульваре Гагарина на углу с улицей Чкалова, многим из нас захотелось реально пустить слезу. Первый вопрос "Ну что же это такое и как это можно было допустить?" Именно с этим вопросом многие из нас обрушились и на Льва Серикова, и на Виталия Барышникова.
Памятник десантнику появился в прошлом году, он прошел все необходимые согласования и получил добро на всех этапах, как рассказал заммэра Барышников. Однако, есть небольшое "но". Лев Сериков утверждает, что фигура десантника должна была находиться чуть дальше в парковой зоне бульвара, а не на самом пересечении улиц и не должна была закрывать проход к Ангаре. Кроме того, предполагалось, что скульптура будет стоять не на таком большом постаменте, а фактически будет выполнена в жанре уличной, приближенной к реальному росту человека. Сам Лев Сериков, увидев архитектурную часть композиции, был очень удивлен и расстроен, повторяя, что изначально на градостроительном совете обсуждался иной вариант.
Опять же совершенно непонятно почему выбрано это место, напротив альма-матера всех историков, филологов, психологов.
А если говорить о самой скульптуре, то честно говоря, становится еще больнее. Этот парень может быть кем угодно, но только не десантником. Это просто так называемая коммерческая тиражная скульптура, типовой проект, который может быть основой и для пожарника, подводника, МЧС-овца и других аналогичных профессий в стиле "милитри". Почему сами десантники допустили такое, совершено не ясно. А ведь памятник мог быть более сильным и интересным, как и подобает самим десантникам, которые считаются элитарными войсками. Вот здесь как раз можно было пойти по пути образов и символов, а их в этом роде войск достаточно. И конечно, место выбрано очень неудачное. Это место исторически связано с университетом и студенчеством. Гораздо правильнее было бы здесь поставить памятник иркутском студенчеству, а десантника перенести поближе к самолетам или острову Юности, где они традиционно собираются на день ВДВ.
Одним словом, японцев на нас не хватает. Как спасти исторический центр города от такого рода коммерческих проектов, которые не несут подлинного содержания и смысла, не вызывают эстетических чувств и не воспитывают стремление к красоте? Об этом мы говорили всю дорогу. Для этого на самом деле и собрались, в этом и состояла идея общественной экскурсии. Думаю, что это начало большого разговора. Но как сообщил Виталий Барышников, сегодня действительно в мэрии обсуждают и готовят решение о моратории на возведение памятников в историческом центре Иркутска. Поживем-увидим.

Ирина Мордуева, Facebook. Фото автора. 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также