Птицы в клетках – неслучайный элемент в интерьерной живописи XIX века

20 октября 2022

В постоянной экспозиции русского искусства середины XIX века в главном здании Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва представлены две жанровые работы, изображающие интерьеры. Об этом Мария Моженкова.

Арт-взгляд

Картина «Крестины» (1873) Акима Егоровича Карнеева и полотно «Внутренний вид комнаты» (1873)  Алексея Алексеевича Боброва, рассказывают о быте, жизненных процессах общества, подчеркивая элементы эпохи, а также национальную и социальную принадлежность людей. «Портреты» жилищ – это развернутое повествование о людях разных сословий, их привычках и образе жизни. При сравнении двух интерьеров: крестьянской избы у А. Е. Карнеева и дворянской усадьбы у А. А. Боброва, обращает на себя внимание один одинаковый элемент. Клетка с птицами.

Птиц содержали и в богатых домах, и в обычных крестьянских избах. Хороший певчий соловей или жаворонок мог быть прекрасным подарком, а позже среди людей побогаче получили популярность завезённые канарейки. Но чаще всего в домах заводили местных певчих птиц (овсянок, чижей, синиц, малиновок или зябликов). Причём по весне их, как правило, выпускали на волю.

Размещение клетки у неискушённого зрителя может вызвать недоумение: её подвешивали к потолку. На первый взгляд, неудобно и в плане ухода, и в плане любования пернатыми певцами. Однако, такое расположение клетки имело сугубо практическую пользу. Здесь уместно вспомнить, что дома в то время имели печное отопление. А это не совсем безопасный процесс: ведь нужно было строго следить, когда прогорят последние угли и вовремя закрыть заслонку трубы (вьюшку), чтобы сохранить тепло. Но если человек по невнимательности закрывал дымоход, когда угли ещё тлели, то это создавало угрозу жизни домочадцев. Дело в том, что в процессе горения выделяется угарный газ – он невидим и никак не ощутим, не имеет ни запаха, ни цвета, а при попадании в дыхательные органы, моментально вытесняет кислород. Недаром монооксид углерода (официальное название угарного газа) получил прозвище «тихий убийца». Так во сне могли угореть до смерти все жильцы дома. Кстати, в некоторых богатых домах хозяева настолько опасались, что слуги могут таким образом могут расправиться с ними, что вовсе убирали из дымохода вьюшки. И топить такие печки приходилось почти беспрерывно.

Своеобразными живыми «индикаторами» опасного газа и стали певчие птицы, даже при малейшем его появлении они буквально падали без чувств. А так как угарный газ легче воздуха, то клетки с птицами и размещали под потолком, чтобы вовремя заметить опасность. Если слышен весёлый щебет – всё в порядке, если птица начинала метаться – это сигнал для беспокойства. Таким образом, содержание певчих птиц не только развлекало домочадцев всю зиму, но и спасало жизни. Весной, когда печи переставали топить, птиц выпускали на волю.

К слову, идея содержания птиц ради обнаружения опасных газов использовалась в Европе XIX века в горном деле. Канареек брали с собой в шахты и рудники, где пернатые певчие спасли не одну сотню жизней.

Вот так, начиная с одной, казалось бы не самой значительной детали картины, можно погрузиться в другую эпоху, узнать интересные факты из уклада жизни людей XIX века, совершить виртуальное путешествие во времени.

                                                                         Мария Моженкова, искусствовед

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также